Научная жизнь 1999 год, (1)

 

2. Научно-педагогический потенциал

Одной из важнейших проблем, которая занимает ключевое место в университете, является совершенствование качественного состава научно-педагогического коллектива.

Самарский государственный университет за 30 лет существования укомплектовал кафедры и научные подразделения кадрами высокой квалификации, которые на высоком научном уровне успешно реализуют образовательные программы на всех открытых специальностях. Структура научно-педагогических кадров и профессорско-преподава-тельского состава университета представлена в таблицах 2.1 и 2.2.

Общее число научно-педагогических работников с 1994 по 1998 гг. увеличилось на 24 человека. На 11 человек увеличилось число докторов наук. Если в 1994 г. их насчитывалось 32, то в 1998 г. их число достигло 44 человек. Количество кандидатов наук, доцентов возросло с 223 до 236 человек. Из таблицы 2.2. видно, что на фоне увеличения общей численности научно-педагогических работников количество специалистов с учеными степенями и званиями остается неизменным. Рост в сторону увеличения за пятилетие составил лишь 0,1%. В целом этот рейтинговый показатель в 1998 г. составил 66,2%. Позитивным моментом является рост числа докторов наук и профессоров. За пятилетие преподавателями вуза защищено 19 докторских диссертаций: в 1994 – 3, 1995 – 2, 1996 – 7, 199 7 – 1, 1998 – 6.

Следует также отметить и негативные тенденции. Прежде всего возросло число преподавателей в возрасте старше 60 лет. В то же время сократилось число преподавателей в возрасте от 25 до 50 лет с 150 чел. в 1994 г. до 135 человек в 1998 г. Эта проблема связана с кризисными явлениями в обществе и с падением престижа педагогической деятельности среди молодых специалистов. Из 45 кафедр университета 11 имеют 100% остепененность. Но имеются кафедры, где этот показатель очень низок (см. табл. № 2.3).

Таблица 2.1.Структура научно-педагогических кадров университета (в физических лицах без совместителей, включая ректора, проректоров и научных сотрудников)

Годы

Всего

Ученые степени и звания

из них по возрасту

 

научно-педагогических работников

доктора наук,
профессоры

кандидаты
наук,
доценты

без
ученой
степени
и звания

до 30
лет

30-40
лет

41-50
лет

51-60
лет

61-65
лет

старше
65 лет

1994

398

32

223

143

48

99

144

69

18

20

1995

391

33

224

134

46

101

139

65

19

21

1996

420

36

234

150

61

83

157

77

20

22

1997

443

48

231

164

66

81

158

94

19

25

1998

422

43

236

143

51

76

147

101

24

23

 

Таблица 2.2.Структура профессорско-преподавательского состава университета (в физических лицах без совместителей)

Годы

Всего

Ученые степени и звания

из них по возрасту

 

научно-педагоги-ческих работников

доктора наук,
профессоры

кандидаты
наук,
доценты

без
ученой
степени
и звания

до 30
лет

30-40
лет

41-50
лет

51-60
лет

61-65
лет

старше
65 лет

1994

375

32

216

127

46

88

136

67

18

20

1995

415

33

233

149

47

119

141

68

19

21

1996

399

36

226

137

59

80

145

74

19

22

1997

421

48

222

151

65

77

147

89

18

25

1998

402

43

227

132

51

72

137

96

23

23

Таблица 2.3. Перечень кафедр с наибольшим и наименьшим уровнем остепенности профессорско-преподавательского состава
(% остепененности)

№ п/п

Наименование кафедры

% ост.

1

2

3

1

Межфакультетская кафедра истории Отечества

100

2

Философии естественных факультетов

100

3

Уравнений математической физики

100

4

Оптики и спектроскопии

100

5

Радиофизики и компьютерного моделирования радиосистем

100

6

Электроники твердого тела

100

7

Органической химии

100

8

Неорганической химии

100

9

Экологии, ботаники и охраны природы

100

10

Зарубежной истории

100

11

Менеджмента

100

12

Русской и зарубежной литературы

93,8

13

Функционального анализа и теории функций

90,9

14

Общей химии и хроматографии

90,9

15

Алгебры и геометрии

88,9

16

Российской истории

88,9

17

Дифференциальных уравнений

87,5

18

Физиологии человека и животных

85,7

19

Русского языка

85,7

20

Философии гуманитарных факультетов

83,3

21

Педагогики

83,3

22

Механики сплошных сред

83,3

23

Физики твердого тела

83,3

24

Биологической химии

83,3

25

Отечественной истории и историографии

83,3

26

Теории и истории государства и права

83,3

27

Государственного и административного права

80

28

Информатики и высшей математики

77,8

29

Основ медицинских знаний

75

30

Экономики

75

31

Общей и теоретической физики

73,3

32

Математического моделирования в механике

66,6

33

Уголовного права и криминологии

66,6

34

Гражданского права и процесса

64,3

35

Уголовного процесса и криминалистики

60

36

Зоологии, генетики и общей экологии

57,1

37

Немецкой филологии

53,8

38

Теории и истории культуры

50

39

Социологии, политологии и управления

47,4

40

Информатики и вычислительной математики

47,1

41

Психологии

35,7

42

Английской филологии

30

43

Иностранных языков естественных факультетов

16,6

44

Иностранных языков гуманитарных факультетов

13,3

45

Физвоспитания

-

При проведении в 1996 году аттестации университета комиссией государственной инспекции было отмечено, что количество защит докторских диссертаций не соответствует численности научно-педагогических работников. В этой связи вопрос о подготовке докторов остается является первостепенным для университета.

Важное значение имеет и проблема подготовки кандидатов наук. В настоящее время на всех факультетах, за исключением социологического, имеются диссертационные советы. В университете есть реальные условия для расширения и повышения эффективности работы аспирантуры, тем более, что число научных специальностей возросло с 35 в 1994 году до 48 в 1998 году. В настоящее время в аспирантуре обучается 161 человек. Прием в аспирантуру возрос с 29 в 1994 году до 64 человек в 1998 году. 54% аспирантов от общего количества выпускников закончили аспирантуру в 1998 году с защитой диссертации.

Особенно остро стоит вопрос о кадрах на вновь открытых специальностях. Дефицит кадров высокой квалификации есть на специальностях “менеджмент”, “социальная работа”, “государственное и муниципальное управление”. Кардинальные меры по улучшению ситуации необходимо предпринять и на юридическом факультете, так как численность студентов резко возросла, а число преподавателей осталось прежним.

В этой связи к 2003 году планируется довести прием аспирантов до 80 чел., а численность аспирантов до 240 чел.

Таблица 2.4 .Эффективность работы аспирантуры и докторантуры СамГУ в 1994-1998 гг.

Показатели

1994

1995

1996

1997

1998

Итого

Аспирантура (с 1975 года)

Количество научных специальностей

35

37

41

41

48

48

Количество научных руководителей

41

40

46

64

66

66

Контингент аспирантов

77

91

93

120

161

184

Контингент соискателей

51

90

101

118

136

136

Прием аспирантов

29

34

51

68

64

246

Выпуск аспирантов

12

27

20

23

26

108

из них с защитой %

33,3

52,0

45,0

48,0

54,0

48,2

Докторантура (с 1993 года)

Количество научных специальностей

3

3

6

9

9

9

Количество научных консультантов

2

2

5

8

8

8

Контингент докторантов

2

2

4

5

7

9

Прием докторантов

-

2

3

2

4

11

Выпуск докторантов

-

-

2

-

2

4

из них с защитой %

-

-

100

-

-

50,0

Защита диссертаций

Докторских

3

2

7

1

6

19

Кандидатских

5

11

7

14

11

48

Перевод на должность с.н.с.

 

1

1

2

1

1

6

Творческий отпуск (6 месяцев)

 

-

3

1

-

-

4

В университете в 1994-1998 гг. велась целенаправленная работа по подготовке докторов наук из числа перспективных научно-педагогических работников. Предусматривалось оказание им материальной и моральной поддержки: издание монографий, предоставление командировок в другие города для работы над диссертацией, тиражирование авторефератов и текстов диссертаций. В соответствии с “Концепцией развития университета” в следующей пятилетке планируется увеличить число докторов наук до 65-70 чел.

Предусматривается открыть докторантуру по новым специальностям; обеспечить целевое финансирование научно-исследовательских работ, связанных с выполнением кандидатских и докторских диссертаций; необходимо разработать систему экономического стимулирования творческой активности профессоров и ведущих доцентов; активизировать научную деятельность студентов, аспирантов, молодых преподавателей путем финансовой поддержки исследовательских проектов на конкурсной основе.

В 1994-1998 гг. большое внимание уделялось повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. Всего за период 1994-1998 гг. через систему повышения квалификации прошли 396 человек (таблица 3.5).

 

Таблица 2.5. Сведения о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава университета

Годы

ФПК

Стажировка

ИПК

Творческий
отпуск

СНС

Научные
семинары

Докторантура

Заочная
аспирантура

Всего
творч.
отпусков

Всего

1994

10

24

3

1

1

18

-

-

-

57

1995

4

24

1

-

1

36

2

1

3

72

1996

3

33

-

1

2

40

3

-

1

73

1997

2

50

-

1

1

47

2

-

-

103

1998

2

17

1

-

1

56

4

-

-

81

Итого

21

148

5

3

6

197

11

1

4

396

 

Отсутствие финансов сдерживает развитие системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Поэтому в следующем пятилетии основное внимание будет сосредоточено на внутривузовских формах повышения квалификации: научных семинарах, методических конференциях, курсах педагогического мастерства, курсах INTERNET и др.

К 1999 г. в университете число имеющих звание заслуженных деятелей науки и заслуженных работников высшего образования РФ достигло 10. 17 преподавателей являются действительными членами и членами-корреспондентами различных российских академий.

О динамике численности учебно-вспомогательного персонала свидетельствует также таблица 2.6. К 1998 г. число сотрудников этой категории выросло на 32,75 штатные единицы. Рост произошел за счет введения в штат дополнительных ставок методистов, инженеров-электронщиков, лаборантов, старших научных сотрудников, что связано с открытием новых специальностей, увеличением числа персональных компьютеров, большим вниманием ректората к организации научной и методической работы в университете.

Таблица 2.6.Численность учебно-вспомогательного персонала

Категории работников

1994

1995

1996

1997

1998

1

2

3

4

5

6

Всего штатных единиц

284

303

310,75

315

316,75

Из них:

       

Зав. лабораторией

4

5

7

7

7,25

Старший лаборант

39,5

41

42

45

45

Лаборант

58,5

56

57,5

55,5

55

Мастер

13

14

14

14

13,25

Методист 1 категории

5

5

5,5

7,5

8,5

Методист 2 категории

2

2

2

2

1

Методист

11,5

12

12,25

11,5

12,25

Старший научный сотрудник

1

1

1

3

3

Председатель спортклуба

1

1

1

1

1

Ведущий инженер

2

2

2,5

2,5

2,5

Инженер 1 категории

13,5

20,5

22,5

27,5

27,5

Инженер 2 категории

19

23,5

19,5

16

16

Инженер

5

7.5

9,5

7

8

Ведущий инженер-электронщик

-

1

1

1

1

Инженер-элекронщик 1 категории

8

8

8

6

6

Инженер-электронщик 2 категории

4

5

5

8

8

Инженер-электронщик 3 категории

2

3

2,5

2,5

2,5

Инженер-электронщик

4

4

4

4

4

Ведущий инженер-программист

2

3

3

4

4

Инженер-программист 1 категории

8

8

8

8

8

Инженер-программист 2 категории

10

9

9

9

9

Инженер-программист 3 категории

4

4

4

4

4

Инженер-программист

6

6

6

6

6

Зав. сектором

4

4

4

5

5

Начальник смены

3

3

3

3

3

Ведущий математик

2

2

2

1

1

Математик 1 категории

3

3

3

3

3

Техник 1 категории

7

7

7

7

7

Техник 2 категории

7

7

7

8

6

Техник

3

3

3

4

4

Старший оператор

2

2

2

-

-

Оператор

16

16

16

17

17

Зав. музеем

1

1

1

1

1

Ведущий концертмейстер

0,5

0,5

1

1

1

Концертмейстер

0,5

0,5

1

1

1

Дирижер

0,5

1

1

1

1

Начальник группы

1

1

1

1

1

Главный специалист

1

1

1

1

1

Зав. биостанцией

1

1

1

1

1

Стажер-исследователь

4

5

3

2

4

Художник

1

1

1

1

1

Хранитель фондов

-

0,5

0,5

0,5

0,5

Ведущий специалист

-

1

2,5

2,5

1,5

Младший научный сотрудник

-

-

1

1

1

Переводчик

-

-

1

1

1

Руководитель группы по международным связям

-

-

1

1

-

Зав. кабинетом

-

-

-

-

1

Документовед

-

-

-

-

2

 

Стр. 3 - Развитие системы дополнительного профессионального образования