Научная жизнь 1999 год, (1) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Научно-педагогический потенциал Одной из важнейших проблем, которая занимает ключевое место в университете, является совершенствование качественного состава научно-педагогического коллектива. Самарский государственный университет за 30 лет существования укомплектовал кафедры и научные подразделения кадрами высокой квалификации, которые на высоком научном уровне успешно реализуют образовательные программы на всех открытых специальностях. Структура научно-педагогических кадров и профессорско-преподава-тельского состава университета представлена в таблицах 2.1 и 2.2. Общее число научно-педагогических работников с 1994 по 1998 гг. увеличилось на 24 человека. На 11 человек увеличилось число докторов наук. Если в 1994 г. их насчитывалось 32, то в 1998 г. их число достигло 44 человек. Количество кандидатов наук, доцентов возросло с 223 до 236 человек. Из таблицы 2.2. видно, что на фоне увеличения общей численности научно-педагогических работников количество специалистов с учеными степенями и званиями остается неизменным. Рост в сторону увеличения за пятилетие составил лишь 0,1%. В целом этот рейтинговый показатель в 1998 г. составил 66,2%. Позитивным моментом является рост числа докторов наук и профессоров. За пятилетие преподавателями вуза защищено 19 докторских диссертаций: в 1994 – 3, 1995 – 2, 1996 – 7, 199 7 – 1, 1998 – 6. Следует также отметить и негативные тенденции. Прежде всего возросло число преподавателей в возрасте старше 60 лет. В то же время сократилось число преподавателей в возрасте от 25 до 50 лет с 150 чел. в 1994 г. до 135 человек в 1998 г. Эта проблема связана с кризисными явлениями в обществе и с падением престижа педагогической деятельности среди молодых специалистов. Из 45 кафедр университета 11 имеют 100% остепененность. Но имеются кафедры, где этот показатель очень низок (см. табл. № 2.3). Таблица 2.1.Структура научно-педагогических кадров университета (в физических лицах без совместителей, включая ректора, проректоров и научных сотрудников)
Таблица 2.2.Структура профессорско-преподавательского состава университета (в физических лицах без совместителей)
Таблица 2.3. Перечень кафедр с наибольшим и наименьшим уровнем остепенности профессорско-преподавательского состава
При проведении в 1996 году аттестации университета комиссией государственной инспекции было отмечено, что количество защит докторских диссертаций не соответствует численности научно-педагогических работников. В этой связи вопрос о подготовке докторов остается является первостепенным для университета. Важное значение имеет и проблема подготовки кандидатов наук. В настоящее время на всех факультетах, за исключением социологического, имеются диссертационные советы. В университете есть реальные условия для расширения и повышения эффективности работы аспирантуры, тем более, что число научных специальностей возросло с 35 в 1994 году до 48 в 1998 году. В настоящее время в аспирантуре обучается 161 человек. Прием в аспирантуру возрос с 29 в 1994 году до 64 человек в 1998 году. 54% аспирантов от общего количества выпускников закончили аспирантуру в 1998 году с защитой диссертации. Особенно остро стоит вопрос о кадрах на вновь открытых специальностях. Дефицит кадров высокой квалификации есть на специальностях “менеджмент”, “социальная работа”, “государственное и муниципальное управление”. Кардинальные меры по улучшению ситуации необходимо предпринять и на юридическом факультете, так как численность студентов резко возросла, а число преподавателей осталось прежним. В этой связи к 2003 году планируется довести прием аспирантов до 80 чел., а численность аспирантов до 240 чел. Таблица 2.4 .Эффективность работы аспирантуры и докторантуры СамГУ в 1994-1998 гг.
В университете в 1994-1998 гг. велась целенаправленная работа по подготовке докторов наук из числа перспективных научно-педагогических работников. Предусматривалось оказание им материальной и моральной поддержки: издание монографий, предоставление командировок в другие города для работы над диссертацией, тиражирование авторефератов и текстов диссертаций. В соответствии с “Концепцией развития университета” в следующей пятилетке планируется увеличить число докторов наук до 65-70 чел. Предусматривается открыть докторантуру по новым специальностям; обеспечить целевое финансирование научно-исследовательских работ, связанных с выполнением кандидатских и докторских диссертаций; необходимо разработать систему экономического стимулирования творческой активности профессоров и ведущих доцентов; активизировать научную деятельность студентов, аспирантов, молодых преподавателей путем финансовой поддержки исследовательских проектов на конкурсной основе. В 1994-1998 гг. большое внимание уделялось повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. Всего за период 1994-1998 гг. через систему повышения квалификации прошли 396 человек (таблица 3.5).
Таблица 2.5. Сведения о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава университета
Отсутствие финансов сдерживает развитие системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Поэтому в следующем пятилетии основное внимание будет сосредоточено на внутривузовских формах повышения квалификации: научных семинарах, методических конференциях, курсах педагогического мастерства, курсах INTERNET и др. К 1999 г. в университете число имеющих звание заслуженных деятелей науки и заслуженных работников высшего образования РФ достигло 10. 17 преподавателей являются действительными членами и членами-корреспондентами различных российских академий. О динамике численности учебно-вспомогательного персонала свидетельствует также таблица 2.6. К 1998 г. число сотрудников этой категории выросло на 32,75 штатные единицы. Рост произошел за счет введения в штат дополнительных ставок методистов, инженеров-электронщиков, лаборантов, старших научных сотрудников, что связано с открытием новых специальностей, увеличением числа персональных компьютеров, большим вниманием ректората к организации научной и методической работы в университете. Таблица 2.6.Численность учебно-вспомогательного персонала
Стр. 3 - Развитие системы дополнительного профессионального образования
|