Научная жизнь 1999 год, (1)

 

3. Развитие системы дополнительного профессионального образования

В марте 1998 года, сразу после того как Самарский государственный университет получил право на реализацию программ дополнительного профессионального образования с выдачей документов государственного образца о повышении квалификации и переподготовке специалистов, в университете был создан в качестве структурного подразделения университета Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов.

За неполный год существования Центра в результате реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов социальной сферы на расчетный счет университета поступило 86 тыс. рублей.

Создание Центра позволило упорядочить процесс предоставления дополнительных платных образовательных услуг студентам университета. Весной 1998 года Минообразования России предоставило Самарскому государственному университету право реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, завершающейся после успешного прохождения государственной итоговой аттестации присвоением выпускникам всех специальностей дополнительной квалификации “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации”.

Занятия со студентами 2-4 курсов, желающими получить данную квалификацию, начнутся уже в весеннем семестре 1998/1999 учебного года.

В ноябре 1998 года Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов Самарского государственного университета был аккредитован в Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению на право проведения краткосрочных семинаров по подготовке арбитражных управляющих.

В тесном сотрудничестве со специалистами Немецкого культурного центра им. Гете (г.Мюнхен, ФРГ) преподаватели кафедры немецкой филологии проводят платное обучение немецкому языку всех желающих с целью подготовки их к сдаче квалификационного экзамена на знание языка. С октября 1997 года по декабрь 1998 года за обучение 88 человек на расчетный счет университета поступило 191,5 тыс. рублей. В феврале первые 9 выпускников курсов после успешной сдачи экзамена получили международные сертификаты о знании немецкого языка как иностранного.

В 1999 году в рамках договора с Управлением образованием Администрации Самарской области в центре запланировано повышение квалификации учителей по вариативному и культурологическим блокам именных образовательных чеков. На кафедрах университета проведена стажировка с выдачей документов государственного образца преподавателей фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин из учреждений среднего профессионального образования города Самары.

 

4. Обновление структуры подготовки специалистов и содержания образования

В отчетный период происходили изменения не только в структуре подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в Самарском государственном университете, но и в содержании образования.

Открытие в последние пять лет подготовки по шести новым специальностям (трем из числа гуманитарных и социально-политических, двум экономическим и одной педагогической) привело к усилению влияния университета на социально-политическую и культурную жизнь Самарской области, дало возможность университету гибко реагировать на потребности рынка труда.

Введение в практику высшего образования нового идеала, радикально отличающегося от классического, основанного на энциклопедичности знаний, потребовало проведения кропотливой, разъяснительной работы при переходе на подготовку специалистов по новому поколению государственных образовательных стандартов. Осознанию того, что главной в процессе обучения студентов теперь становится задача научить не только познавать, но и делать, во многом способствовало проведение в феврале 1998 года научно-методической конференции на тему “Новые государственные образовательные стандарты и проблемы организационно-методического обеспечения учебного процесса”. Актуальным проблемам преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока была посвящена научно-методическая конференция, состоявшаяся в университете в феврале 1999 года.

 

5. Система заочного образования

Система заочного образования в Самарском государственном университете за период с 1994 по 1999 развивается динамично и характеризуется стабильными позитивными тенденциями, возникновением новых форм и направлений обучения. В 1994 году на заочном отделении обучалось 1482 студента, в 1998 году их стало 2751.

Наиболее динамично развивались юридический и социологический факультеты. Контингент студентов-заочников юридического факультета вырос за эти годы с 825 человек до 1073 человек, на социологическом факультете – со 152 человек до 908 человек.

Выпуск специалистов, подготовленных на заочном отделении по всем специальностям, за 1994-1998 годы составил 1042 человека. В отзывах руководителей предприятий, организаций, школ, вузов Самарской области дана положительная оценка выпускникам заочного отделения Самарского госуниверситета.

За период с 1994 по 1998 год в университете на заочном отделении были открыты следующие новые специальности:

- “менеджмент”;

- “социальная работа”;

- “социальная педагогика”;

- “психология”;

- “культурология”;

- “государственное и муниципальное управление”.

Таким образом, по данным на 1 января 1999 года на заочном отделении студенты обучаются по 9 специальностям.

В Самарском государственном университете на заочном отделении активно внедряется ускоренная подготовка специалистов на базе среднего специального образования (“социальная работа”, “менеджмент”, “государственное и муниципальное управление”), в которых остро нуждается Самарская область. Для организации и развития этой формы заочного обучения разработаны новые учебные планы, учебные и рабочие программы, введены формы индивидуальной работы студентов. Системой ускоренного обучения охвачено на 1 января 344 человека.

Развитие университета в условиях рыночной экономики, сокращения государственного субсидирования, увеличивающейся самостоятельности вузов в России привело к появлению новых образовательных структур, в том числе и коммерческих.

Возникла потребность в новых специальностях, резко возросла потребность в специалистах с юридическим и экономическим образованием. Ухудшение материального положения многих семей, возросшие транспортные расходы и другие причины привели к уменьшению числа иногородних студентов практически во всех вузах страны, в том числе и в Самарском государственном университете.

Создание гуманитарных отделений было обусловлено необходимостью Самарского государственного университета противопоставить растущему влиянию негосударственных структур, монополизировавших юридическое образование в г. Тольятти, свою позицию, статус и влияние.

В 1995/1996 учебном году в соответствии с договором между АО ВАЗ и Самарским государственным университетом было организовано гуманитарное отделение в г.Тольятти для подготовки специалистов по юриспруденции и менеджменту. В 1998/1999 учебном году введена дополнительная специальность “государственное и муниципальное управление”.

В 1997/1998 учебном году в соответствии с договорами между Администрациями городов Сызрань и Похвистнево были созданы гуманитарные отделения СамГУ в этих городах для подготовки специалистов в области социальной работы и государственного и муниципального управления. В 1998/1999 учебном году на гуманитарном отделении Сызрани дополнительно были введены специальности “социальная работа”, “юриспруденция” и “история”.

Прием студентов на гуманитарные отделения осуществляется на конкурсной основе приемной комиссией университета. Обучение платное.

На гуманитарном отделении в Тольятти функционируют дневное (“юриспруденция”, “государственное и муниципальное управление”) и заочное (“менеджмент”, “юриспруденция”) отделения.

Контингент студентов на специальностях “юриспруденция” и “государственное и муниципальное управление” составляют выпускники тольяттинских школ, на специальности “менеджмент” – сотрудники ВАЗа.

Администрация АО “АвтоВАЗ”, Администрация города Сызрани выделили для Самарского госуниверситета специальные учебные корпуса.

В связи с созданием и функционированием гуманитарных отделений организационная работа занимает большое место в деятельности ректората, учебного отдела и деканатов университета.

Образование и функционирование учебных коммерческих отделений, в том числе и гуманитарного в г.Тольятти, в структуре университета уже сегодня требует нового подхода к подготовке и переподготовке кадров через аспирантуру, стажировки, использование специалистов смежных профессий.

Научно-исследовательская работа со студентами гуманитарного отделения связана с работой над курсовыми и дипломными сочинениями. Становится традицией проведение заседаний секций студенческой научной конференции на гуманитарных отделениях. Лучшие докладчики на конференции в Самаре были приглашены на гуманитарное отделение в Тольятти. В 1997/1998 учебном году на гуманитарном отделении Тольятти на 5 секциях было заслушано и обсуждено более 40 научных сообщений студентов.

 

6. Информатизация учебного процесса

В основе информатизации учебного процесса в Самарском государственном университете лежит четкое понимание того, что в настоящее время классический университет должен обеспечить приоритетность информационных компонент в системе фундаментального образования людей, которым предстоит жить и работать в обществе XXI века.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс опиралось как на значительный рост уровня информационной культуры преподавателей, сотрудников и студентов университета, так и на существенное расширение материальной базы процесса информатизации. Достигнутый к настоящему времени уровень технической оснащенности университета современными средствами информационно-вычислительной техники и коммуникации характеризуют цифры, представленные в таблице 6.1.

В образовательном процессе Самарского государственного университета наряду с программными продуктами прикладного характера используются автоматизированные учебные курсы, обеспечивающие достижение одной или нескольких целей обучения, развиваются работы в области дидактического программирования, рассматриваемого как синтез целенаправленной системы оптимального управления учебными действиями, при выполнении которых состояние знаний и умений учащегося намного быстрее приближается к требуемым параметрам. Решению вопросов, связанных с внедрением компьютерных технологий обучения, во многом способствовало проведение в феврале 1997 года научно-методической конференции “Новые образовательные технологии в учебном процессе”.

Высокий уровень программ учебного назначения, разработанных в Самарском государственном университете, характеризует их регистрация в Реестре программ для ЭВМ России, представление информации о них в автоматизированный реестр информационных ресурсов высшей школы России.

Таблица 6.1.Уровень оснащения Самарского государственного университета средствами информационно-вычислительной техники и коммуникации

Показатель

Абсолютное значение показателя

Относительное значение показателя (количество на 1000 студентов дневной формы обучения)

 

СамГУ, на

1 января 1998 года

СамГУ, на

1 января 1999 года

СамГУ, на

1 января 1998 года

Вузы России на

1 января 1998 года*

1. Количество ЭВМ, совместимых с РС от 286 до 486 модели

202

198

56,6

73,5

2. Количество ЭВМ с процессорами типа Pentium

124

186

34,7

21,9

3. Количество рабочих станций и серверов Sun

3

3

0,8

0,5

4. Количество маршрутизаторов (CISCO и т.п.)

3

3

0,8

0,2

5. Количество рабочих мест в вузе, имеющих постоянный выход в Internet

230

250

64,4

13,5

6. Количество сотрудников и студентов, имеющих возможность работы в Dial up IP

100

200

28,0

4,8

7. Количество сотрудников и студентов, имеющих адреса электронной почты

463

700

129,7

23,4

8. Количество серверов с Novel NetWare

5

5

1,4

1,2

9. Количество серверов с Windows NT

2

2

0,56

0,66

10. Количество серверов с Linux и FreeBSD

2

2

0,56

0,56

11. Количество серверов с другими ОС (Solaris и т.п.)

3

3

0,84

0,15

12. Количество серверов с СУБД Oracle, Informix, Sybase и аналогичных им

1

1

0,28

0,15

* - данные о значениях показателей, средних по вузам России, взяты из Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, опубликованной в бюллетене “Проблемы информатизации высшей школы” № 3-4 за 1998 год (с.46)

Оригинальность и высокий научный уровень комплекса программ “Topos”, разработанного авторским коллективом в составе профессора В.Н.Сережкина, профессора В.А.Блатова и старшего преподавателя А.П.Шевченко, был подтвержден также продажей лицензии на право пользования комплексом университету г. Лимож (Франция) и предоставлением прав пользования комплексом Институту общей и неорганической химии РАН.

Открытие летом 1997 г. Центра Интернет СамГУ дало новый импульс процессам индивидуализации образования, усилению его развивающего характера, интеграции Самарского государственного университета в мировое академическое сообщество.

Развитию интереса студентов к получению хорошей подготовки в части владения компьютерной техникой, знания современных программных и аппаратных средств способствовали участие команд университета в соревнованиях Международного чемпионата по программированию (1997 год – Санкт-Петербург, 1998 год – Саратов и Санкт-Петербург) и во Всероссийских соревнованиях по деловой компьютерной игре “Дельта”, где Самарский государственный университет выступал также в качества организатора отборочного тура игры в Самарской области.

О высоком уровне квалификации преподавателей информатики в Самарском государственном университете свидетельствуют не только победы их студентов в названных соревнованиях, но и присвоение грифа НМС по прикладной математике УМО университетов учебному пособию по основам информатики доцента А.Н.Степанова.

 

7. Применение ЭВМ в организации учебного процесса и управлении вузом

Самарский государственный университет обладает развитым парком персональных ЭВМ, количественный и качественный состав которых, а также распределение по основным структурным подразделениям университета представлены в таблицах 7.1 и 7.2.

Таблица 7.1.Динамика оснащения СамГУ персональными компьютерами

Тип

Количество по годам

ПЭВМ

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

PC/XT

3

3

3

3

3

3

3

PC – 286

36

40

35

35

35

24

23

PC – 386

1

14

44

65

64

47

47

PC – 486

-

3

33

90

115

130

128

PENTIUM

-

-

-

2

32

134

179

PENTIUM-II

-

-

-

-

-

3

7

SUN

-

-

-

-

-

3

3

Macintosh

-

-

-

-

-

-

1

ВСЕГО

40

60

115

195

249

347

394

Получено за год

-

20

55

80

54

98

47

В настоящее время в университете работают 9 дисплейных классов, из них 6 классов на 70 рабочих мест используются для проведения учебных занятий и 3 класса на 34 рабочих места являются классами открытого доступа к ресурсам глобальной информационной сети Интернет.

В течение отчетного периода была создана надежная локальная вычислительная сеть Самарского госуниверситета, объединяющая свыше 250 персональных ЭВМ и предоставляющая пользователям сети выход в Интернет. Производилось наращивание мощности серверов сети, была разработана новая принципиальная схема сети, началась постепенная замена коаксиального кабеля на витую пару. Однако окончательный перевод локальной сети на современные высокоскоростные технологии потребует времени и дополнительных финансовых средств.

Таблица 7.2. Распределение ПЭВМ по основным структурным подразделениям СамГУ

Подразделение

1994

1995

1996

1997

1998

Дисплейные классы:

  • Всего
  • в Центре Интернет

22

-

69

-

67

-

102

32

104

34

Ректорат, НИС, АХЧ

18

19

27

35

46

ИВЦ

14

15

14

14

14

Механико-математический факультет

17

21

25

31

34

Физический факультет

14

18

27

38

44

Химический факультет

9

10

13

16

17

Биологический факультет

4

6

10

12

13

Исторический факультет

2

4

7

10

11

Филологический факультет

2

5

6

8

9

Юридический факультет

2

3

6

12

13

Социологический факультет

1

6

8

10

11

Психологический факультет

-

-

-

-

5

Общеуниверситетские кафедры

6

9

11

13

16

Библиотека

-

1

2

3

6

Сотрудниками ИВЦ СамГУ проводилась дальнейшая разработка и модификация прикладных программных систем для управления университетом. Сейчас эксплуатируется 27 информационных систем, разработанных в университете, и 9 информационных систем, разработанных вне его (таблица 7.3).

Ряд вузов города Самары (архитектурно-строительная академия, академия культуры и искусств, экономическая академия) используют программные разработки СамГУ.

В 1998 году проект библиотеки “Электронные информационные ресурсы – вузам Самары” на всероссийском конкурсе “Открытая библиотека”, организованном Институтом “Открытое общество” (Фонд Сороса), получил финансовую поддержку.

Проведена большая работа по организации персонифицированного учета сотрудников и студентов в Пенсионном фонде.

Таблица 7.3.Информационные системы, используемые для управления университетом

Название системы

Вариант использования

1

2

1. Абитуриент

Сетевой

2. Баланс

Локальный

3. Библиотека

Сетевой

4. Выписка и учет счетов

Локальный

5. Высшие учебные заведения России

Локальный

6. Гараж

Локальный

7. Гарант

Сетевой

8. Деканат

Локальный

9. Канцелярия

Локальный

10. Консультант-плюс

Сетевой

11. Награды

Локальный

12. Нормативная база вузов России

Локальный

13. Отдел кадров сотрудников

Сетевой

14. Отдел кадров студентов

Сетевой

15. Пенсионный фонд

Локальный

16. Расписание

Локальный

17. Расчет заработной платы

Сетевой

18. Расчет социальных пособий

Локальный

19. Расчет учебной нагрузки по кафедрам

Локальный

20. Реферативные журналы

Сетевой

21. Склад

Локальный

22. Стипендия

Локальный

23. Учет больничных листов

Локальный

24. Учет договоров по факультету довузовской подготовки

Локальный

25. Учет затрат

Сетевой

26. Учет затрат по договорам НИСа

Локальный

27. Учет малоценки

Сетевой

28. Учет материалов

Локальный

29. Учет оборота по счету 178

Сетевой

30. Учет основных средств

Локальный

31. Учет платежей за обучение

Локальный

32. Учет ПЭВМ

Сетевой

33. Учет смет

Локальный

34. Учет студентов, обучающихся на платной основе

Локальный

35. Учет финансов

Сетевой

36. Штатное расписание

Локальный

 

8. Гуманитарная деятельность

Проблема формирования личности молодого специалиста в 90-е годы приобрела особенную актуальность. Центрами воспитательной работы среди студентов и слушателей СамГУ являются кафедры университета, которые, наряду с формированием теоретических и практических навыков, призваны решать и воспитательные задачи. Помимо кафедр университета воспитательной работой занимаются деканы факультетов и их заместители. На ряде факультетов (историческом, социологическом и психологическом) на первых двух курсах сохранен институт кураторов. В университете работает совет по быту студентов. На заседаниях ректората обсуждаются вопросы организации досуга и летнего отдыха.

В период с 1994 по 1998 год студенческим клубом СамГУ при финансовой поддержке ректората была проделана большая работа по сохранению и преумножению традиций художественной самодеятельности вуза. Более того, такие проекты студклуба СамГУ, как “Праздник первой стипендии”, “Чемпионат области среди команд КВН” и “Фестиваль авторской песни “Снегири” (совместный проект с кафедрами психологического факультета), получили статус областных. Многие творческие коллективы студентов университета становились лауреатами городского и областного смотров “Студенческая весна”, студентка СамГУ Наталья Романовская стала лауреатом российского фестиваля студентов в номинации вокала. Хор студентов университета, носящий почетное звание академического, знают не только в Самаре и области, но и в России и за ее пределами.

Если в 1994 году в хоре и театре были задействованы 112 студентов университета, то в настоящий момент свыше 300 студентов СамГУ занимаются в 12 творческих коллективах и кружках.

Многие студенты университета используют для выражения своих взглядов страницы ежемесячной газеты “Самарский госуниверситет”. На ее страницах публикуют свои литературные произведения начинающие писатели и поэты из числа студентов СамГУ.

 

Стр. 4 - Научно-исследовательская работа и ее информационное обеспечение