Научная жизнь 1999 год, (1)

 

Г.П. Яровой, В.И. Астафьев, В.П. Гарькин, П.С. Кабытов, В.Н. Симатова, В.И. Шикалов

 

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1994-1998 ГОДАХ (МАТЕРИАЛЫ К ОТЧЕТУ)

 

ВВЕДЕНИЕ

В 1994-1998 годах Самарский государственный университет реализовал образовательные программы несмотря на исключительно сложные экономические и социально-политические условия, приведшие Россию к глубочайшему общенациональному кризису. Крах советской политической системы и становление новой российской государственности обусловили свертывание многих отраслей народного хозяйства, ухудшили финансирование и материально-техническое обеспечение высшей школы. Одновременно осуществлялась структурная перестройка высшего образования. В связи с введением государственных образовательных стандартов изменялось содержание учебных планов и программ.

В отчетный период усилия ректората и персонально ректора были направлены на реализацию федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, “Государственной программы развития высшего образования страны”, одобренной Правительством Российской Федерации 31 марта 1994 года, а также “Концепции развития Самарского государственного университета как центра науки, культуры и образования Поволжского региона”, принятой Ученым Советом Самарского государственного университета в мае 1996 года. В обсуждении концепции принял участие и выступил с речью губернатор Самарской области К.А.Титов.

Истекший период стал для коллектива университета этапом расширения масштабов и качества образовательной, научной и культурологической деятельности, способствовал росту авторитета вуза как в России, так и за ее пределами.

Важным событием в жизни университета стало принятие Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России 26 декабря 1996 года постановления об аттестации Самарского государственного университета на пятилетний срок. 22 июля 1997 года Коллегия Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации приняла решение о государственной аккредитации вуза. На основании этих решений университету были выданы сертификат аттестации и свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения.

За прошедшие пять лет в университете произошли существенные количественные и качественные изменения по всем направлениям деятельности.

В 1996 году Самарский госуниверситет включен в число 33 классических университетов России, в которых должны быть созданы региональные университетские Центры открытого доступа в международную компьютерную сеть INTERNET. В июле 1997 года при финансовой поддержке института “Открытое общество” (Фонд Сороса) и Правительства Российской Федерации такой Центр в университете был открыт. Ремонт помещений созданного Центра был осуществлен за счет внебюджетных средств университета и средств, выделенных Администрацией Самарской области.

На базе Самарского государственного университета образованы отделения Российской гуманитарной академии и Российской академии естественных наук. В университете созданы научно-исследовательские институты: институт истории и археологии Поволжья (совместно с педагогическим университетом), институт прикладной экологии, институт социальных технологий.

Структурная перестройка образовательного пространства вуза проводилась в соответствии с принятой Концепцией развития СамГУ, которая предусматривает сохранение потенциала естественнонаучных факультетов и открытие остродефицитных новых специальностей, прежде всего гуманитарного профиля, а также тех, в которых Самарский регион испытывает острую потребность. В 1994-1998 годах Самарским госуниверситетом получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по 8 новым специальностям: психология, культурология, социальная работа, менеджмент, социальная педагогика, государственное и муниципальное управление, журналистика, лингвистика и межкультурная коммуникация. В 1998/99 учебном году обучение студентов за счет средств федерального бюджета ведется по 15 специальностям, в том числе по 6 из числа новых. В 1999/2000 учебном году планируется начать подготовку специалистов еще по 3 новым для университета специальностям: организация и технология защиты информации, антикризисное управление, документоведение и документационное обеспечение управления. В то же время, прекращена подготовка по специальностям механика, физика твердого тела, не начато обучение по специальностям журналистика, лингвистика и межкультурная коммуникация.

Проведена большая работа по структурно-содержательному обновлению образовательных профессиональных программ по всем специальностям и приведению их в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта.

За пять лет количество студентов университета увеличилось на 3034 человека, в том числе на дневном отделении – на 1164 человека, на заочном – на 1478 человек. По специальностям юриспруденция, государственное и муниципальное управление, психология, социальная педагогика, социальная работа начата реализация профессиональных образовательных программ второго высшего образования. В последний год отчетного периода Самарский госуниверситет получил разрешение Минобразования России на реализацию дополнительной образовательной профессиональной программы “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации”. В январе 1999 года в университете был открыт экстернат по 6 аккредитованным специальностям (математика, прикладная математика, социология, история, юриспруденция и филология).

В 1998 году в качестве структурного подразделения университета создан Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов. Новым структурным подразделением стал факультет довузовской подготовки, в сентябре 1998 года образован психологический факультет. В конце 1998 года создана ассоциация “Самарский университет”, в которую вошли коллективы гимназий, колледжей, лицеев и средних школ Самары, Тольятти, Сызрани, Отрадного, Похвистнево.

Численность штатного профессорско-преподавательского состава возросла за эти годы на 24 человека, из них число докторов наук – на 11 человек, а кандидатов наук, доцентов – на 13 человек. Более чем в два раза возросло количество аспирантов. По 6 научным специальностям открыта докторантура, в которой в настоящее время обучается 11 человек.

За 1994-1998 годы в университете защищено 19 докторских диссертаций, столько же сколько было защищено в два предыдущих пятилетия (1982-1993 годы). Всего же с 1976 по 1998 год преподавателями нашего университета было защищено 46 докторских диссертаций. За последние пять лет в два раза увеличилось число диссертационных советов. Сейчас их 12.

Существенно возросло участие ученых университета в разработке федеральных и региональных научных программ, установлены международные связи с рядом университетов США, Великобритании, Германии и других государств. VII съезд Евразийской ассоциации университетов утвердил Самарский государственный университет в качестве действительного члена ассоциации.

В 1994-98 годах общая площадь аудиторий, лабораторий и вспомогательных помещений университета возросла с 45,6 до 62,1 тыс. кв. м.

В отчетный период были предприняты реальные шаги по расширению образовательного пространства Самарского государственного университета. При согласии и поддержке местных органов власти были созданы гуманитарные отделения университета в Тольятти, Сызрани и Похвистнево.

Таким образом, коллектив университета и ректорат, несмотря на кризисные явления в экономике России, успешно решают задачи по повышению качества всех видов вузовской деятельности и, тем самым, подтверждают престиж Самарского государственного университета и усиливают его влияние на развитие науки, культуры и образования в Самарском регионе.

Представленный отчет охватывает период с 1994 по 1998 годы. В нем содержатся количественные и качественные характеристики по всем основным направлениям деятельности Самарского государственного университета.

 

1. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

1.1. Структура учебных подразделений университета и ее изменение

В 1994-1998 годах в связи с изменениями номенклатуры специальностей и содержания подготовки специалистов шел активный процесс оптимизации структуры учебных подразделений университета. За этот период были созданы факультет второго высшего образования (специальный факультет), факультет довузовской подготовки, Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, психологический факультет.

В настоящее время университет включает в свой состав 9 факультетов, ведущих подготовку специалистов по 14 основным образовательным профессиональным программам:

- биологический факультет (специальность “биология”);

- исторический факультет (специальность “история”);

- механико-математический факультет (специальности “математика”, “прикладная математика”);

- психологический факультет (специальность “психология”);

- социологический факультет (специальности “социология”, “социальная работа”, “культурология”, “государственное и муниципальное управление”, “менеджмент”);

- химический факультет (специальность “химия”);

- физический факультет (специальность “физика”);

- филологический факультет (специальность “филология”);

- юридический факультет (специальность “юриспруденция”).

В отчетный период шел процесс перепрофилирования и изменения статуса отдельных кафедр университета. На базе общеуниверситетской кафедры иностранных языков были созданы кафедра иностранных языков естественных факультетов и кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов. Общеуниверситетская кафедра экономики и управления разделена на кафедру менеджмента и кафедру теории экономики, которые затем вошли в состав социологического факультета. Разделение общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии на кафедру педагогики и кафедру психологии сопровождало создание психологического факультета.

В настоящее время учебный процесс в университете обеспечивают 45 кафедр, из которых 8 являются общеуниверситетскими: межфакультетская кафедра истории отечества, кафедра философии естественных факультетов, кафедра философии гуманитарных факультетов, кафедра иностранных языков естественных факультетов, кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов, кафедра высшей математики и информатики, кафедра физвоспитания, кафедра основ медицинских знаний.

 

1.2. Динамика номенклатуры специальностей

За период с 1994 по 1998 годы в университете были открыты 6 новых специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров с высшим образованием (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Специальности, по которым начата подготовка в 1994-1998 годах

Год

Шифр и наименование специальности

1994

020400 – Психология

1995

020600 – Культурология

022100 – Социальная работа

061100 – Менеджмент

1996

031300 – Социальная педагогика

1997

061000 – Государственное и муниципальное управление

Увеличение перечня специальностей в Самарском государственном университете отражает общую тенденцию развития высшей школы России, нацеленной на расширение спектра образовательных услуг, а также потребности Самарской области в специалистах с классическим университетским образованием.

В настоящее время университет имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по 20 специальностям высшего профессионального образования.

 

1.3. Контингент студентов

По данным на 1 октября 1998 г. в университете обучалось 7780 студентов, в том числе на очной форме обучения – 3928 студентов, очно-заочной – 892 студента, заочной – 2960 студентов.

Динамика роста общей численности студентов в 1994-1998 годах приведена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Динамика контингента студентов СамГУ (данные на 1 октября соответствующего года )

Форма обучения

Количество студентов*, чел.

Рост за пять лет,

 

1994

1995

1996

1997

1998

%

Очная

Очно-заочная

Заочная

2764

500

1482

2959

724 (232)

1803

3233

657 (178)

2438 (325)

3561

901 (475)

2588 (299)

3928

892 (420)

2960 (243)

42,1

78,4

99,7

Всего

4746

5486 (232)

6328 (521)

7050 (734)

7780 (663)

63,9

* Примечание : в скобках по очно-заочной форме приведены данные о численности слушателей специального факультета, а по заочной форме – о числе студентов, осваивающих образовательную программу в сокращенные сроки.

Эти данные свидетельствуют не только о росте числа студентов университета, но и об изменении структуры их контингента. За счет приема слушателей на специальный факультет и приема студентов на ускоренное обучение произошло резкое увеличение числа студентов на очно-заочной и заочной формах обучения.

 

1.4. Прием и выпуск студентов

Общее представление о контрольных цифрах приема студентов и конкурсе при зачислении на обучение за счет средств федерального бюджета в Самарском госуниверситете за отчетный период дает таблица 1.3.

Как следует из таблицы 1.3, в университете наблюдается устойчивая тенденция к увеличению цифр приема студентов на все формы обучения. За период с 1994 по 1998 годы число принятых на первый курс выросло на 76%. Наибольший прирост наблюдался на очно-заочной и заочной формах обучения. Рост числа студентов очной формы обучения наблюдался главным образом на специальности юриспруденция. Сведения о конкурсе на разных специальностях приведены в таблице 1.4.

Выпуск специалистов в отчетный период также имел тенденцию к росту (таблица 1.5). В 1998 г. он составил 559 человек, а с 1994 по 1998 годы университет подготовил 4337 специалистов, из них второе высшее образование получили 529 человек.

Самарскому государственному университету удалось сохранить систему трудоустройства выпускников, что позволило для более чем 90% выпускников дневного отделения университета найти работу по специальности (таблица 1.6). Большую роль в трудоустройстве выпускников СамГУ играют договоры с Главными управлениями Администрации области .

Известно, что структура подготовки кадров определяется динамикой рынка труда. Анализ социально-экономической ситуации в Самарской области и основных тенденций ее развития на период до 2005 года свидетельствует о том, что курс, избранный Самарским государственным университетом на расширение номенклатуры специальностей, вполне оправдан.

Таблица 1.3. Результаты приема студентов в СамГУ

Год

Всего чел.

Очное обучение

Очно-заочное обучение

Заочное обучение

   

план*

факт

из них с возмещением затрат

кон-курс*

план*

факт

из них с возмещением затрат

конкурс*

план*

факт

из них с возмещением затрат

конкурс*

1994

1124

620

666

45

3,2

100

103

-

2,5

250

355

48

3,9

1995

1575

650

798

132

2,7

100

194

90

2,5

350

592

239

2,8

1996

1967

675

853

139

2,7

100

209

105

1,9

350

905

547

2,6

1997

1862

725

893

162

2,6

100

286

177

2,2

350

683

307

2,3

1998

1982

700

945

238

2,6

100

233

132

1,9

405

804

380

2,3

* - за счет средств федерального бюджета

 

Таблица 1.4 .Показатели варьирования конкурса среди специальностей СамГУ

Год

Наибольший конкурс

Наименьший конкурс

 

Специальность

Конкурс

Специальность

Конкурс

1994

Психология

Социология

Биология

История

6,3

3,7

3,6

3,6

Физика

Математика

Немецкая филология

Химия

1,8

2,0

2,0

2,1

1995

Психология

Биология

Социология

5,1

3,9

3,7

Физика

Математика

Химия

1,2

1,6

2,0

1996

Психология

Государственное и муниципальное управление

Социальная работа

6,0

4,6

3,8

Физика

Немецкая филология

Математика

1,7

1,8

1,9

1997

Психология

Юриспруденция

История

3,8

3,6

3,2

Физика

Химия

Прикладная математика

1,8

1,8

1,9

1998

Менеджмент

История

Психология

3,8

3,4

3,3

Прикладная математика

Физика

Государственное и муниципальное управление

1,7

1,7

2,0

 

Таблица 1.5. Выпуск специалистов в СамГУ (на 1 октября соответствующего года)

Форма

обучения

Количество специалистов*, чел.

Рост за пять лет,

 

1994

1995

1996

1997

1998

%

Очная

Очно-заочная

Заочная

416

91

233

493

181 (100)

209

481

228 (125)

179

477

192 (101)

198

487

198 (152)

274 (51)

17

118

18

Всего

740

883 (100)

888 (125)

867 (101)

959 (203)

30

* Примечание : в скобках по очно-заочной форме приведены данные о численности выпускников специального факультета, а по заочной форме – о числе выпускников, освоивших образовательную программу в сокращенные сроки.

 

Таблица 1.6.Динамика трудоустройства выпускников СамГУ

Наименование

специальностей

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

 

Выпу-
щено

Направ-
лено

Выпу-
щено

Направ-
лено

Выпу-
щено

Направ-
лено

Выпу-
щено

Направ-
лено

Выпу-
щено

Направ-
лено

Математика

74

68

76

71

76

66

62

51

43

35

Механика

14

12

21

19

20

16

16

11

-

-

Прикладная математика

-

-

-

-

-

-

-

-

34

32

Физика

51

39

54

50

49

41

50

44

49

37

Физика твердого

тела

8

8

12

-

10

9

-

-

-

-

Химия

38

38

40

39

35

34

30

29

49

46

Биология

45

41

47

45

46

45

51

43

44

38

Социология

28

27

23

-

25

24

25

25

24

23

История

44

44

46

43

67

64

44

44

40

38

Юриспруденция

50

48

62

59

77

67

103

95

103

90

Филология:

- русский язык и литература

23
23
39
39
27
24
34
33
37
35

- романо-германская филология

41

35

58

54

50

49

62

56

64

63

Всего:

416

383

478

419

482

439

477

431

487

437

трудоустройство %

92,1

87,7

91,1

90,4

90,0

 

Стр. 2 - Научно-педагогический потенциал