Социология и социальная работа 2003 год, (3)

О.А. Маслова*

 

СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЛУЖБЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГРАФСТВА СОМЕРСЕТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)   

 

В статье приводится сравнение основных подходов к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в службе семьи, материнства и детства Самарской области и социальной службе графства Сомерсет (Великобритания). Приведены некоторые социальные технологии, способствующие социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

 

*Маслова Ольга Александровна – соискатель кафедры теории и технологии социальной работы Самарского государственного университета

Еще в 1991 году, в начале становления службы семьи, материнства и детства Самарской области были поставлены задачи объединения в единый комплекс процессов адекватной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (абилитация, реабилитация, реадаптация), интеграции их в общество, с одной стороны, а с другой – профилактики заболеваемости и инвалидизации детей. Эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Служба семьи, материнства и детства Самарской области на самом высоком уровне была признана уникальной, самой технологически и структурно развитой и максимально эффективной среди субъектов Российской Федерации.

В службе семьи существует разветвленная сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей под единым руководством Главного управления по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области. В 2003 году их численность составила 108 учреждений: 48 центров “Семья”, 14 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, 30 центров социальной реабилитации несовершеннолетних на 830 мест в стационаре, 11 психолого-медико-педагогических центров диагностики, коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов, 1 центр психолого-педагогической помощи, 3 социальные гостиницы для беременных женщин и женщин с грудными детьми, 3 дома ребенка, 1 санаторий-профилакторий, в которых работают свыше 3 тыс. человек.

Структура этих учреждений обладает мощнейшим реабилитационным потенциалом. Работая в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, служба семьи эффективно выполняет возложенные на нее функции.

Созданная в довольно тяжелое время, при недостатке финансирования, на фоне острой социальной напряженности и понижения роли государства во многих процессах жизни общества, она, тем не менее, с самого начала развивалась как мощная прогрессивная система, использующая в работе последние достижения и опыт многих развитых стран мира [1. С.7].

Одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с семьей является Великобритания. Службой семьи, материнства и детства Самарской области активно изучался опыт работы социальной службы Англии и возможности его использования применительно к самарским условиям.

Социальная служба графства Сомерсет состоит из двух основных служб – службы семьи и детей и службы для взрослого населения. Социальная служба графства Сомерсет работает с населением всех возрастов – до 18 и после 18 лет. Это обеспечивает поддержку и сопровождение клиента от раннего детства до взрослого периода. В службе работают такие специалисты, как социальные работники, трудотерапевты, работники по поддержке семьи, координаторы из службы родительского партнерства, которые действуют в мультидисциплинарной команде с клиническими психологами, логопедами, воспитателями, педагогами, координаторами по специальным образовательным потребностям, ассистентами по обучению, семейными врачами, физиотерапевтами, педиатрами, детскими психиатрами, волонтерами.

Одним из различий в деятельности службы семьи в Самарской области и социальной службы графства Сомерсет является выделение службы семьи в нашей области в отдельную структуру (орган исполнительной власти Самарской области). Это вызвано следующим обстоятельством. На рубеже 90-х годов ХХ в. Россия находилась в трудной экономической ситуации, хотя и до сих пор финансирование социальных программ оставляет желать лучшего. Но существуют проблемы, которые не могут ждать улучшения экономики. Это работа с детьми, ведь дети – это будущее любой страны, и забота о них ни в одном государстве, ни при каких обстоятельствах не может быть отложена на будущее. В период, когда вся социальная служба испытывала серьезные структурные, кадровые и финансовые затруднения, в Самарской области было принято решение о выделении именно службы семьи, материнства и детства в отдельную структуру под непосредственным управлением и контролем губернатора области К.А.Титова. Это было впервые в России. Комитет по вопросам семьи, материнства и детства был организован в 1991 году. Будучи одной из наиболее прогрессивных в России, служба семьи успешно прошла период своего становления. Объединение в 2001 году Комитета по вопросам семьи с Департаментом здравоохранения позволило расширить медицинский блок в деятельности службы семьи, но ввиду особенностей распределения финансовых средств и материальных ресурсов (по ведомственной принадлежности) затруднило решение вопросов финансирования некоторых программ службы семьи, получения реабилитационного оборудования и прочих ресурсов по линии Министерства труда и социального развития и Министерства образования РФ. В ноябре 2002 года служба семьи, материнства и детства Самарской области была вновь реорганизована в орган исполнительной власти Самарской области.

Интересен тот факт, что в графстве Сомерсет в настоящее время рассматривается вопрос о возможности объединения социальной службы с Департаментом здравоохранения. Это свидетельствует о том, что еще не выработаны окончательные стандарты в медицинской и социальной помощи, и службы, призванные заботиться о здоровье своих граждан (в широком понимании этого слова – социальном, физиологическом, духовном здоровье), находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с населением.

В графстве Сомерсет дети начинают школьное образование с 4,5 лет. До этого возраста дети с ограниченными возможностями здоровья посещают так называемые развивающие игровые группы , финансирование деятельности которых обеспечивают: социальная служба, Департамент образования, Департамент здравоохранения, а также благотворительные организации и родители (через добровольные пожертвования).

Основная концепция работы с детьми – “игра – лучший способ обучения”. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, принимать самостоятельные решения и делать выбор. Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами (специалистами по раннему возрасту, учителями, воспитателями, психологами, трудо- и физиотерапевтами, музыкальными терапевтами, специалистами по индивидуальной социальной поддержке, а также волонтерами и студентами), энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемые детьми от совместной игры, имеют ярко выраженный терапевтический эффект.

В развивающих игровых группах дети обучаются по специальным образовательным программам для детей данного возраста. Приведем базовые принципы данной программы [2. С.46].

1. Родители и семья – главное в жизни ребенка.

2. Отношения с другими людьми (как со взрослыми, так и с детьми) – важная часть жизни ребенка.

3. Младенцы и дети раннего возраста являются самостоятельными личностями и компетентными учениками с момента рождения.

4. Обучение – это процесс, и дети обучаются более эффективно тогда, когда они активно вовлечены в процесс, замотивированы и заинтересованы (при поддержке взрослых, которым они доверяют).

5. Дети обучаются как путем действия, так и путем коммуникации.

Основные методики: программы по формированию самостоятельного выбора и принятию решения, методики по развитию мелкой моторики рук (изготовление теста, формирование и выпекание печенья, использование технологии “мельница и рис” (а также поп-корн, макаронные ракушки, пшено, опилки, горох), методики по развитию логического мышления (сбор пазлов, составление деревянных конструкций, методики по развитию творческих способностей (музыко- и арттерапия). Очень важно, что в конце дня ребенок может взять домой результаты своего труда (рисунки, поделки, печенье), которые обязательно демонстрируются родителям. В развивающих игровых группах важное значение придается социально-бытовой ориентации детей с ограниченными возможностями, что рассматривается как одно из условий адаптации ребенка в социум.

В Самарской области работа с детьми вышеуказанной категории проводится в реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями, центрах “Семья”. Одной из базовых технологий реабилитационной работы является также игротерапия, которая понимается как терапия отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и социальной жизни. Только в игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Л.С.Выготский считал, что игра представляет собой “иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций”, т.е. ребенок проигрывает то, что хотел бы иметь в реальной жизни, но пока не может [3. С.56]. Ребенок тем самым становится “как бы” взрослым, а с другой стороны, как бы руководствуется внутренней логикой хода психического развития.

В игровой деятельности ребенок не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношений взрослых. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Выделяют следующие компоненты игры [4. С.257].

1. Роль как социальная позиция.

2. Игровые действия.

3. Игровое употребление предметов, которое выполняет функцию замещения.

4. Реальные партнерские отношения между играющими детьми и специалистами.

Таким образом, мы имеем общность концептуальных подходов к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста в Самарской области и графстве Сомерсет (методики, развивающее реабилитационное оборудование).

В настоящее время в графстве Сомерсет завершается разработка новых программ по работе с детьми от 0 до 3 лет. Для родителей создаются группы родительского партнерства и группы общения. С 2002 года все дети в возрасте 3 лет получают единовременный государственный грант “ранний возраст”.

Уникальным отличием службы семьи Самарской области от социальной службы графства Сомерсет является наличие в нашей области концепции комплексного раннего сопровождения семьи и детей , которая регламентирует условия создания базовой межведомственной полидисциплинарной модели психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста в системе комплексного раннего сопровождения семьи и детей.

Под системой комплексного раннего сопровождения понимается интеграция социальной, психологической, педагогической и медицинской помощи семье, имеющей детей в возрасте от 0 до 3 лет. Организационно система комплексного раннего сопровождения семьи и детей представляет собой индивидуальное, достаточно гибкое сопровождение ребенка и его семьи с постоянно достраивающимися звеньями межведомственного и междисциплинарного взаимодействия.

С 2002 года в г.Новокуйбышевске апробируется пилотная программа “Родители как учителя” . Главной целью этой программы является оказание образовательной помощи родителям. Прежде всего, это дает надежду преодолеть существующие этические, практические, этнические и культурные факторы, препятствующие использованию традиционных групповых методов. Кроме этого, это позволяет найти формы, методы и содержание обучения, влияющие на долгосрочные результаты. Также ожидается, что будет решена проблема согласованности стандартных форм, методов обучения и концептуальных границ обучения. Впервые в Самарской области была разработана программа и проведена курсовая подготовка тематического усовершенствования специалистов службы семьи, материнства и детства «Система комплексного раннего сопровождения семьи и детей», что явилось новой социальной технологией в системе образования специалистов различного профиля.

Английские коллеги в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья активно используют компьютерные технологии , которые работают в интерактивном режиме с ребенком. Отдельное место среди компьютерных технологий занимают “социальные” компьютерные программы, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д., что позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к той или иной незнакомой жизненной ситуации. Компьютерные технологии не только снижают степень интеллектуальных дефектов и способствуют раскрытию потенциальных возможностей психики, но наряду с этим развивают манипулятивную активность в целом и мелкую моторику рук в частности, оптимизируют целый ряд других локомоторных функций, способствуют становлению и развитию речевого анализатора и т.д. Следует подчеркнуть, что оценка эффекта применения компьютерных программ истинно объективна, так как ее производит сам компьютер с помощью системы баллов, набираемых ребенком в единицу времени или по количеству верно выполненных заданий.

Конечной целью реабилитации является подготовка ребенка к самостоятельной трудовой деятельности. Имеется много способов, кроме оплачиваемой работы, с помощью которых они могут помогать семье и обществу. Дети могут обучиться навыкам ведения домашнего хозяйства, сельскохозяйственному труду, формам общественной деятельности. Часто они становятся прекрасными медицинскими работниками (платными или добровольными), участниками реабилитационных программ, защитниками прав человека. Важно, чтобы программы реабилитации давали широкую перспективу человеку с ограниченными возможностями здоровья для выбора работы и способов участия в общественной жизни. Задача должна состоять в том, чтобы выбор направления деятельности строился на его уникальных возможностях, качестве и опыте. Имеет смысл прививать ребенку такие трудовые навыки, к которым он имеет склонность.

Вся работа социальной службы графства Сомерсет с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе “ идеологии равных возможностей” , в том числе в отношении качества получаемого образования, а также “концепции выбора” , где главный акцент делается на принятие ребенком самостоятельного решения из нескольких предложенных вариантов. База данного образования – принцип “Равные возможности для всех детей”, когда дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и учатся вместе со здоровыми детьми.

Также в системе социальной реабилитации используется эрготерапия как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на приобретение ими различных трудовых навыков. Агротерапия – одно из направлений эрготерапии. Участвуя в трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания о жизни растительного мира, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности. Наряду с этим совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка, и, прежде всего, его мотивационный настрой. Повышается уровень познавательной активности, расширяется диапазон знаний и представлений об окружающем мире, происходит удовлетворение потребности в самореализации.

Как и в Англии, в Самарской области в социальной реабилитации детей данной категории также используется аналогичная методика. Общими являются эрготерапевтические подходы, направленные на:

– стимуляцию эмоционально-волевой сферы и, прежде всего, мотивации к действию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;

– начальную профессиональную ориентацию детей данной категории.

Одним из первых барьеров, с которым сталкивается семья и сам ребенок с ограниченными возможностями здоровья, является то, что при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться. Наличие барьеров между человеком с ограниченными возможностями здоровья и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от человека данной категории, с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья к реальным жизненным условиям. С другой стороны, решая физиологические и минимальные социальные проблемы детей данной категории, их окружают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же по мере взросления ребенка снижается интенсивность социально-реабилитационных программ, как следствие, возникает дефицит внимания, к которому его приучили на ранней стадии жизненного цикла, человек с ограниченными возможностями здоровья оказывается неспособным к реальной жизни и “уходит в себя”.

Уже отмечалось, что семья является основным объектом социализации ребенка, а значит, забота о климате и социальном здоровье семьи тоже является неотъемлемой частью заботы о ребенке. Для этого в социальной службе графства Сомерсет действует “Схема поддержки родителей” . Данный проект является одной из новых форм работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данной схеме, биологические родители детей данной категории могут на несколько часов или на один день передать своих детей в другие семьи (по типу краткосрочной формы приемной семьи). “Приемные” родители проводят время вместе с “приемными” детьми с ограниченными возможностями здоровья в бассейне, боулинг-центре, кинотеатре, парке. Такая форма работы дает возможность этим детям общаться с другими детьми и семьями, а их родителям – отдохнуть и уделить внимание другим членам своей семьи.

Для оценки эффективности деятельности данной “Схемы поддержки родителей” было проведено социологическое исследование. Исследовательский проект был организован и проведен социальной службой графства Сомерсет совместно с университетом Бристоля и при участии специалиста службы семьи, материнства и детства Самарской области.

Проведенное социологическое исследование показало очень высокую заинтересованность и позитивную оценку родителей и опекунов такого вида услуг, как “Схема поддержки родителей”. Более 90% опрошенных оценили ее деятельность на “хорошо” и “отлично”. Ни один из участников исследования не дал отрицательного заключения по данной схеме работы, так как она позволила родителям получить дополнительное время, которое они смогли использовать для отдыха, общения с другими членами семьи, поддержки социальных связей с коллегами по работе, родственниками, соседями, друзьями. Наличие такой службы позволило им стать более уверенными при решении складывающихся социальных ситуаций.

В Самарской области на базе реабилитационных центров также работают группы поддержки родителей , создана общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель организация и реализация программы многофункционального взаимодействия родителей между собой и с государственными и общественными организациями. Результат заключается в том, что родители становятся активными участниками реабилитационного процесса. За счет факторов социальной поддержки у родителей развивается чувство уверенности и внутреннего контроля, формируется родительская компетентность. Семья получает релевантную обратную связь и, что особенно важно, получает ее вовремя. Все это в конечном итоге обеспечивает способность подготовленной группы родителей поддерживать функционирование системы и тиражировать опыт в качестве консультантов, ассистентов и информаторов, выполняя следующие функции:

– участие в работе консультативных советов;

– консультирование других родителей.

Эффективной формой работы в Самарской области стала организация групп самопомощи для детей, их родителей и других членов их семей на базе центров “Семья”, когда занятия организуют и проводят мамы или сами дети с ограниченными возможностями здоровья. Это является огромным стимулом для них реализовать свои возможности, в результате чего происходит ослабление комплекса “не такого как все”, смягчается проблема “неравных возможностей”, меняется отношение к своему статусу, и, как следствие, происходит осознание себя как равноправного члена общества.

С целью оказания организационной помощи семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья в графстве Сомерсет действует проект “Служба координаторов”. Данная мультиагентская инициатива развивается в рамках социальной службы графства Сомерсет с 1999 года.

Основные цели проекта “Служба координаторов”.

1. Предоставить семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, персонального координатора, оказывающего услуги на регулярной основе.

2. Минимизировать организационные проблемы и число встреч для семей с представителями различных учреждений и ведомств.

3. Расширить спектр услуг “Службы координаторов” для специфических групп детей.

4. Предоставить структуру, где родители и опекуны могут иметь доступ к услугам координатора.

5. Сформировать культуру “Службы координаторов”, сблизить работу различных ведомств.

6. Развивать культуру работы в партнерстве с ведомствами и семьями.

Основная идея проекта – создание сети ключевых работников (координаторов) для каждой семьи, которые выполняют функции по координации действий и усилий всех специалистов, вовлеченных в работу с данным ребенком и семьей, на основе мультиагентской концепции [5. С.86].

Координатор оказывает эффективную, конкретную помощь семьям как в плане организации комплексной поддержки ребенка на дому, так и в решении конкретных жизненных ситуаций и проблем семьи. Порой координатор является адвокатом семьи. Кроме этого, координатор оказывает эмоциональную поддержку родителям и детям, что крайне ценно для семей.

В настоящее время в качестве координаторов в социальной службе графства Сомерсет подготовлен 81 специалист из 11 профессиональных групп различных ведомств. Каждая семья и ребенок регистрируется в координационном листе, который помогает планировать помощь с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и специфических характеристик функционирования его семьи. Каждая семья имеет дневник, где фиксируются все контакты и взаимодействия данной семьи со специалистами различных учреждений и ведомств. Преимущество данного проекта заключается в том, что он помогает семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, грамотно пользоваться услугами, предлагаемыми различными службами, работающими с данной проблемой. Основной идеологией работы по проекту “Служба координаторов” являются получение ребенком сразу всего комплекса согласованных необходимых услуг и освобождение его семьи от самостоятельного нахождения и согласования возможности использования каждой из них в отдельности.

Учитывая низкую юридическую грамотность и информированность населения Самарской области об услугах, предоставляемых различными службами семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, было бы крайне интересно апробировать данную методику на территории Самарской области.

Как в России, так и в Англии много внимания уделяется эффективности работы социальных служб. В условиях, когда служба отстраивается заново, на первом этапе ее развития экстенсивный путь развития необходим для накопления материальной базы, создания структурной сети учреждений. Но для дальнейшего ее развития и повышения эффективности и реальной отдачи в виде оказанных услуг на каждый затраченный рубль необходим интенсивный путь развития структуры. И в качестве базовой, экономически целесообразной основы данной работы может выступать мультиагентская концепция, на основе которой строится большинство проектов и инициатив в графстве Сомерсет.

Мультиагентская концепция подразумевает деятельность, когда две или более организаций активно сотрудничают и общаются для того, чтобы работать вместе более эффективно.

Мультиагентский подход базируется на следующих принципах [6. С.11] :

– разделение ресурсов (время, кадры, финансы);

– доступность услуг для семьи;

– четкое определение модели работы мультиагентского процесса на практике;

– совместные действия профессионалов, детей и семей;

– эффективное лидерство;

– качественная коммуникация между всеми участниками работы;

– релевантность по отношению к изменяющимся потребностям детей и семей и отражение культурных различий семей;

– проведения мониторинга;

– совместное составление индивидуального плана работы с ребенком и семьей, своевременная его коррекция.

Если выразить это простыми словами, то каждый специалист, каждая единица оборудования, их функции (возможности), финансовый и прочие ресурсы внесены в банк данных с четким описанием каждого имеющегося ресурса, оборудования, качества и объема работ, который может выполнить субъект мультиагентского процесса. При необходимости создания очередной цепочки реабилитационного процесса вместо создания новой структуры специально подготовленный менеджер на основе имеющихся у него данных выстраивает требуемую технологическую цепочку, и как в процессе работы, так и по ее окончании в режиме реального времени получает информацию о работе каждого из агентов этой системы. Все это позволяет в кратчайшие сроки запустить сложнейший реабилитационный процесс, получить информацию о его эффективности, и главное – обеспечить целостность абилитационного (реабилитационного) процесса. Это дает огромную экономию временных, кадровых и финансовых ресурсов, позволяет апробировать большее количество методик, не увеличивая затрат и обеспечивая комплексный подход к реабилитации. Также, учитывая четкую фиксацию обязанностей каждого структурного звена и координацию всей структуры в целом, мультиагентский подход позволяет быстро получать обратную связь, т.е. с первых дней внедрения методики получать информацию о ее эффективности, требованиях, затруднениях и пр.

В Самарской области в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья используется межведомственный комплексный подход, который заключается в координации деятельности всех ведомств. Координирующим органом является Совет по делам инвалидов под председательством вице-губернатора Самарской области В.А.Казакова.

Но ни одна социальная технология не будет функционировать без поддержки общества. Необходимо отдельно отметить большую работу социальной службы графства Сомерсет по формированию общественного мнения и атмосферы глобальной поддержки обществом детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Как частное проявление этого – широко представленное в графстве Сомерсет волонтерское движение . Все сферы социальной жизни пронизаны идеями волонтерского движения. В структуре социальной службы функционирует специальный отдел по работе с волонтерами. Молодые люди работают с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии, с молодыми правонарушителями. Это очень хорошая возможность для молодежи из разных стран обогатить свой опыт социальной работы, изучить культурные традиции и выучить английский язык. Являясь добровольным помощником детям с ограниченными возможностями здоровья, волонтер не только облегчает им жизнь, но и сам невольно становится проводником процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Многие работники социальной службы начинали свою карьеру с работы в волонтерском корпусе. Одним из достижений работы службы волонтеров в графстве Сомерсет является привлечение к работе в качестве волонтеров молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (на основе концепции “Поддержка равного равным” ). В последние годы в Самаре также проводится активная работа по развитию волонтерского движения.

Самарская область по праву может считаться уникальной пилотной площадкой как для внедрения новых прогрессивных социальных технологий, так и для обучения специалистов по работе с семьей и детьми. Поэтому именно на территории Самарской области волонтерское движение может получить активное развитие, привлекая как местных, так и специалистов из других субъектов РФ, желающих ознакомиться с уникальной службой семьи, материнства и детства Самарской области, получить богатый практический опыт и принести пользу обществу.

И в Самарской области, и в графстве Сомерсет уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные социально-экономическими условиями, национальным своеобразием, ориентацией на определенные научные подходы. Однако можно выделить и некоторые общие тенденции, которые учитываются при функционировании системы оказания помощи таким детям: максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь; преимущество воспитания этих детей в семье; направленность на своевременную раннюю диагностику отклонений в развитии ребенка и его реабилитацию; индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребенка в каждом конкретном случае.

“Ребенок – это наиболее сложная модификация человеческого бытия, ибо его существование есть остро противоположный процесс, превращение биологической формы жизни в биосоциокультурную” [7. С.71]. А там, где речь идет о реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, этот процесс проходит наиболее тяжело и болезненно как для самого ребенка, так и его семьи. Поэтому работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья требует от специалистов максимальной компетентности, профессионализма, чуткости, терпения и душевной теплоты.

 

Библиографический список:

1. Гусарова Г.И., Шашарина Е.Б. Опыт Самарской области по решению проблем социального сиротства детей: Методическое пособие. Самара , 2002.
2. Bruce T. Learning through Play: Babies, Toddlers and the Foundation Years. Hodder and Stoughton , London , 2001.
3. Выготский Л . С . Собр . соч .: В 6 т . Т .4. М .: Педагогика , 1983.
4. Орлова О.А. Игровые методики коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями // Современные технологии реабилитации в педиатрии: М.: Изд-во ОДИ international, 2000.
5. Somerset Service Co-Ordination Project. Service Co-ordination for Disabled Children in Somerset : Handbook for parents and professionals. Somerset , 2002.
6. Watson D., Abbott D., Townsley R. Somerset Service Co-Ordination Project. An evaluation of progress from September 1999 to April 2002. Norah Fry Research Centre. University of Bristol, 2002.
7. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 1998.

 

 

O.A.Maslova

 

THE COMPARISON OF THE APPROACHES IN THE SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN SERVICES OF FAMILY AND CHILDHOOD OF SAMARA REGION AND SOCIAL SERVICES OF SOMERSET COUNTY (GREAT BRITAIN)

 

The article covers the comparison of the basic approaches in the social rehabilitation of children with disabilities in Services of family and childhood of Samara region and Social Services of Somerset County ( Great Britain ). And some social technologies promoting socialization and integration of children with disabilities in society were described in this article including some differences in social services of Somerset and Samara.