Социология 2001 год, (3)

Е.В. Полтараднева, Э.А. Куруленко*

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Статья посвящена одной из малоисследованных, но тем не менее актуальных проблем отношения человека и общества – проблеме идентификации. В работе анализируется социокультурный аспект идентификации современных подростков. Сущность и характер социокультурной идентификации молодого поколения рассматриваются в ракурсе переходного периода в России. Представлены результаты социологического исследования на тему: “Досуговая деятельность подростков как фактор формирования социокультурной идентификации”.

 

© Полтараднева Е.В., Куруленко Э.А., 2001
* Полтараднева Екатерина Вячеславовна – кафедра социологии и политологии Самарского государственного университета
Куруленко Элеонора Александровна – кафедра теории и технологии социальной работы Самарского государственного университета

Отношения человека и общества – одна из центральных проблем, занимающих ученых-гуманитариев. Представители разных дисциплин рассматривают различные аспекты этих отношений. Одним из важнейших аспектов является изучение механизмов и следствий формирования самоопределения человеческих индивидов в сообществах им подобных.

Сегодня некоторые ученые говорят об уникальности культурной ситуации в ХХ веке, характеризующейся прежде всего универсальным кризисом идентичности, распадом идентичных культурных смысловых единств, то есть “радикальной неопределенностью всех самосвидетельств сознания” в отношении культурных феноменов [1, 4].

“Кризис идентичности” – одно из характерных явлений современности. В нашей стране на протяжении последнего десятилетия происходят разрушение и трансформация старых социальных институтов и структур. В таких условиях люди вынуждены приспосабливаться к этим изменениям и искать свое место в меняющемся мире [2, 69].

В России ликвидация традиционных советских институтов ознаменовала собой глубочайший культурный разрыв, что предполагает два следствия. Во-первых, распад привычного образа мира влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификаций на индивидуальном и групповом уровнях, а также на уровне общества в целом. В конечном счете, современное российское общество в целом лишилось устойчивой идентичности. Во-вторых, немедленно начинается поиск новых культурных моделей, призванных восстановить мир как целое, пусть иное, чем раньше, но равным образом понятное и упорядоченное [3, 208].

Таким образом, сегодня мы говорим о кризисе идентичности в российском обществе, об изменениях в социокультурной преемственности поколений.

Переход нашего общества к рыночным отношениям также сказывается на процессе социализации молодого поколения. Рыночные отношения расширили возможности молодежи в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиции, и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. В то же время осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи (как бы далеко ни простирались ее амбиции) является весьма проблематичным. И, прежде всего, по причинам имущественного положения как самих молодых людей, так и их родителей.

Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей внешней идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная внешняя идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, то есть самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентаций, определяющих его социальную роль.

У молодежи культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся социуме новые формы [4, 81].

Говоря о культурной идентификации молодежи, мы считаем, что данная проблема особенно характерна для подростков, у которых в этот период происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Это одна из стадий развития идентичности, период наиболее яркого ее кризиса [5, 517].

Таким образом, в ситуации “двойного” кризиса идентичности, который отражает как перемены в обществе, так и изменения, происходящие с самим человеком, а также в условиях, с одной стороны, становления полистилистического пространства культуры, а с другой – все большего распространения массовой культуры, происходит становление личности подростка, включение его в социум. Поскольку подросток стремится обрести свободу и самостоятельность, которые, как мы полагаем, ему в наиболее полной мере предоставляет досуг, то становится важным изучение этой сферы жизнедеятельности подростков.

Молодежь (в том числе и подростки) имеют свою специфическую молодежную субкультуру, отличную от культуры общества в целом.

С точки зрения российских социологов, основными причинами возникновения молодежных субкультур в России являются:

1. Смена социальных ориентиров, переоценка традиционных ценностей. Конкуренция национальных и так называемых “западных” ценностей на уровне массового сознания непосредственным образом повлияла на ценностный мир молодежи.

2. Кризисное состояние современной российской культуры.

3. Возрастные особенности молодежи. Юношеский возраст отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости (уже не ребенок, но еще не взрослый ).

Именно эта специфика приводит молодых людей в группы сверстников, которые удовлетворяют потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении.

Группы сверстников служат способом нахождения своего места в мире, выступают формой социальной идентификации. Эти группы выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоление социального отчуждения. В подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки.

Молодежь пытается идентифицировать себя независимо от ролей и ожиданий, которые исходят из семьи, работы, школы. Она развивает свою собственную идентификацию [6, 9].

Молодежные субкультуры различаются жизненным стилем, одеждой, сленгом, музыкальными пристрастиями и т.д.

Подростки, считая себя выросшими из детства, ориентируются уже на своих сверстников и молодых людей чуть более старшего возраста. Поэтому подростки в большей мере принадлежат к молодежной субкультуре (хотя иногда говорят о собственно подростковой субкультуре, но опять же в рамках молодежной), чем к детской. Следование моде выступает средством приобретения статуса в своей среде; поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Молодежь отличает свойственный ей язык (жаргон), манера общения. В формировании молодежного лексикона четко вырисовывается видение вещей, свойственное конкретной группе людей.

Многие молодежные субкультуры имеют одну общую черту – досуг воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.

На уровне досуговой самореализации молодежные субкультуры отличают следующие черты:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию, в то время как познавательная функция недостаточно реализуется.

2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры вытесняются образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей “американского образа жизни” в его облегченном воспроизведении.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.

Характерны такие черты социального поведения, как прагматизм, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними попадают в разряд “отверженных”). Крайним направлением этой тенденции являются так называемые “команды” с жесткой регламентацией ролей и статусов своих членов, для которых характерно девиантное поведение.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследования показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры.

6. Отсутствие этнокультурной идентификации. Обучение, воспитание происходят на базе либо традиционно советской, либо западной модели. Отсутствие у русской молодежи этнокультурной идентичности как раз приводит, с одной стороны, к более легкому проникновению в молодежное сознание вестернизованных ценностей, с другой же – к проявлению державного национализма.

Телевидение вытесняет чтение для большой части молодежи, и она становится зависимой от телепрограмм.

Массовой субкультурой для молодежи стала видеокультура. Как показывают исследования, в видеофильмах молодежь привлекают не только ужасы, насилие и эротика, видимо, и здесь есть какие-то художественные ценности, понятые молодыми.

Не менее важны для самоидентификации подростковых групп литературные формы.

Роль музыки в жизни современной молодежи во многих отношениях можно назвать феноменальной. Музыка – символ молодежной культуры. Музыка – это элемент “группы сверстников”. Именно в этих группах сверстников молодые усваивают нормы и правила социальной игры, приобретают половую идентичность и социальный статус. Музыка – факт, позволяющий “отметить” свое место, время, а также выделиться [6, 14].

В результате всего вышеизложенного была сформулирована следующая проблемная ситуация. Российское общество находится на путях модернизации, переходя от традиционного общества к современному, рыночному и демократическому. Это сложный переход, занимающий длительное время. По своей природе он является социокультурным: захватывает всю сферу социальности, понимаемой как совокупность экономических, социально-групповых, политических, идеологических и иных отношений между людьми в их разнообразной деятельности, а также культуру как совокупность способов и результатов их деятельности. Такого рода переход означает кризис прежней социальности и вызревание новых отношений между индивидами.

В современной России наблюдается весь спектр кризисных процессов: социальных, культурных, этнических. Сплетаясь, они образуют патологический социокультурный кризис, который рождает грозный феномен катастрофы.

Одним из проявлений социокультурного кризиса является утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами.

Именно в таких условиях современной России происходит становление личности подростка. Подростковый возраст также характеризуется кризисом идентичности, поиском ее новых форм.

Необходимость изучения тех социальных групп, а также норм и ценностей, с которыми идентифицируют себя подростки, состоит в том, что сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов. Поэтому изучение именно этой возрастной группы имеет значение для понимания настоящего и будущего нашего общества.

Данная проблемная ситуация легла в основу социологического исследования, посвященного, в частности, анализу социокультурной идентификации подростков в сфере досуга.

Исследование базировалось на методологии качественного анализа данных, поэтому носит вытекающие из этого особенности.

Во-первых, методология качественного анализа данных изменяет само направление получения нового знания: от эмпирии к теоретическим построениям. В этом случае вся система теоретических понятий по степени обобщенности строится на базе здравого смысла конкретных людей, а не на наложении определенной теоретической схемы на базу информации и полученное таким образом знание – это один из вариантов знания и только, причем не претендующий на всеобщность.

Во-вторых, в рамках качественной социологии не делается акцента на получение всеобщего, универсального, устойчивого знания, а увеличивается значение уникального, единичного.

Анкета данного исследования базируется на основе такой методики, как тест “20-ти высказываний”. Этот тест был разработан М.Куном и Т.Макпартлендом. Он непосредственно назначен на изучение установок индивида на самого себя.

Анализируя полученный массив анкет в целом, хотелось бы отметить качественные особенности текстов анкет, которые мы прежде всего связываем с возрастными особенностями респондентов.

Во-первых, это своеобразная лексика, употребляемая подростками. Как уже отмечалось, одной из особенностей подросткового возраста является стремление отделиться от мира “взрослых”. Результатом этого является появление особой “молодежной культуры”, и одной из характеристик этой культуры является молодежный сленг. И в результате анализа текстов анкет мы смогли убедиться в этом. Часто подростки в характеристике себя при ответе на поставленный вопрос (“Кто Я?”) употребляли следующие слова : “я типа блатной чувак“, “я крутой парниша”, “прикольная”, “классная”, “стремный”, “иногда тормоз”, ”хиповая”, “клевый”, “неглобак”. Хотя можно заметить, что употребление некоторых “словечек” характерно и для взрослых людей, но все же они в основном не являются приоритетными в их межличностном общении (возможно, за исключением некоторых слоев общества).

Во-вторых, хотелось бы отметить не просто своеобразную лексику подростков, но и некоторый эпатаж в ответах. Выражается это, как нам показалось, в использовании нецензурных слов при характеристике себя, а также ругательств, когда при ответе на вопрос “Кто Я?” подросток употребляет по отношению к себе “нехорошие” слова. Причем, хотелось бы также отметить, это встречается исключительно в ответах мальчиков. По этическим соображениям мы не будем приводить примеры.

Очень часто встречаются совершенно неожиданные сравнения, которые, как нам кажется, присутствуют либо из-за нежелания подростков отвечать, либо в связи с оригинальностью мышления, а возможно, в связи с особенностью этого возраста – желанием выделиться и “поприкалываться”.

Еще одной особенностью является характеристика себя через отрицание, то есть когда подросток употребляет в самоопределении частицу “не”. Например, мальчик характеризует себя как “недевочку”, также встречаются такие определения: (орфография сохранена) “нетроешник”, “недурак”, “не люблю иностранный язык”, “нетупой“, “не лопух”, “ не люблю прикалываться”, “не домосед” и т.д.

Анализируя непосредственно социокультурную идентификацию современных подростков, мы получили следующую картину.

Как уже отмечалось, для молодого поколения характерно наличие собственной культуры со своими ценностями и интересами. Не все подростки являются членами каких-либо субкультур, но могут иметь свою “тусовку”, компанию. Эти тусовки образуются на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. В нашем исследовании около четверти подростков, в основном мальчики, определяли себя как фанатов, поклонников футбола и спорта в целом. Сегодня очень модно быть поклонником того или иного вида спорта, быть членом какого-либо фан-клуба. Но с этим связаны некоторые проблемы, поскольку очень часто мы слышим о драках, потасовках на футбольных матчах. А подростки с их импульсивностью и желанием выделиться привлекают в этой связи особое внимание.

Что касается молодежных субкультур, то в ответах они представлены чаще всего через музыкальные предпочтения, хотя и не всегда. Встречаются такие ответы, как: “я за хип-хоп культуру”, “я хип-хоп голова”, “я реперша”, “я продиджист”, а также “я неформал”, “я антискинхед”, “я байкер” и др. На сегодняшний момент причастность подростка к той или иной субкультуре имеет важное значение для формирования его жизненных ориентиров и поведения. Прошедший по центральному телевидению сюжет об избиении подростка его сверстниками, принадлежащим к “банде бритоголовых”, заставляет задуматься о том, что же привлекает подростков в такого рода движениях.

Среди музыкальных предпочтений отмечались такие известные исполнители, как Бритни Спирс, гр. “Стрелки”, Земфира и др. Музыкальный вкус формируется, в частности, и под воздействием телевидения. Уже отмечалась зависимость молодежи от телепрограмм. Наше исследование также выявило это и еще некоторые интересные моменты.

Начнем с того, что в качестве кумиров или объектов идентификации для подростков выступают западные звезды. Например, давались такие ответы: “я поклонница Дженифер Лопес”, “я поклонница сериала “Зена – королева джунглей”, “я обожаю “Титаны реслинга” и др. Таким образом, подтверждается идея о вестернизации культурных потребностей молодого поколения. Но усугубляется все тем, что происходит потребление массовой культуры не всегда высокого качества.

В прессе также поднимался вопрос о телепродукции для детей. В первую очередь это касалось детских мультфильмов зарубежного производства. Разгорались споры об их вредном влиянии на сознание подрастающего поколения. Но пока идут споры, подростки пишут: “я – покемон”, “я – телепузик”, “я не пропускаю телепузиков” и др. Возможно, характеризуя себя как телепузика или покемона, подросток не относится к этому очень серьезно, желая больше поприкалываться, но примечательно, что для этого не выбираются “наши” мультгерои. Встречаются и такие определения, как “я – Дракула”, “я – Бетмен”, “я – Вавилонская башня”.

Показательными явились и результаты, касающиеся отношения подростков к компьютерам. Более трети подростков, исключительно мальчики, отмечали не просто свое умение пользоваться компьютером, а интерес непосредственно к компьютерным играм. “Я – геймер”, “ я – компьютерный игрок”, “я – игроман”, “я люблю компьютерные игры” – эти ответы были нередки. С этой точки зрения был бы интересен анализ содержания этих игр. Встает вопрос – не замещают ли эти игры непосредственного общения с друзьями, что привлекает подростков в этих играх, какое влияние они оказывают на формирующуюся личность подростка. Прозвучавшее по телевидению сообщение о том, что в Америке встает вопрос о запрещении сцен насилия, в частности в компьютерных играх, позволяет сделать вывод, что там уже проявляется негативное влияние содержания этих игр. В нашей стране эта проблема пока не обсуждается, не столь актуальна, возможно, в силу не столь глобальной компьютеризации нашей жизни, а также экономического кризиса, не позволяющего многим родителям приобрести для своего ребенка компьютер.

Таким образом, мы можем заключить, что сегодня в большей мере идет потребление культуры в ее массовом воспроизводстве, а основными “продуктами потребления” выступают западные (американские) “произведения искусства”.

Освоение социального настоящего выступает для подростков как ступень освоения будущего, и только в этом отношении оно приобретает актуальную ценность. Будущее выступает в данном случае как идеальная конструкция, в которой воплощаются идеалы, сформированные настоящим. В этой связи важным является изучение потребностей, желаний, ценностей подростков, формируемых в новой экономической и культурной ситуации.

 

Литература:

1. Лехциер В.Л. Феноменология художественного (трансцендентальные основания художественного опыта). Самара, 1998. Номера страниц указываются в тексте.
2. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М.Куна «Кто Я?»// Психология зрелости и старения. Осень. 1997.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М, 1996.
4. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как фактор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. №12.
5. Эриксон Э. Идентичность / Психология самопознания. Самара, 1999.
6. Молодежные субкультуры. Пособие по курсу «Основы социологии». Самара , 1999.

 

Y. Poltaradneva, E. Kurulenko

 

PECULIARITIES OF SOCIOCULTURAL IDENTIFICATION OF TEENAGERS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

 

The article is focused on the less studied but nevertheless urgent modern problems of relations between a man and society. It is the problem of identification. We analyzed a sociocultural aspect of identification of contemporary teenagers. The essence and character of sociocultural identification of young generation is considered foreshortened of Transition in Russia . The result of sociological investigation « Leisure of teenagers as a factor of sociocultural identification» are also given in the article.