Философия 2000 год, (1) |
С.И. Голенков*
О МЕСТЕ ФЕНОМЕНА "СОБЫТИЕ" В ОСНОВОУСТРОЙСТВЕ DASEIN
Вопрос о бытии – центральный вопрос философии. Решение этого вопроса М.Хайдеггер связал с экзистенциально-онтологической аналитикой Dasein. Основоустройство Dasein Хайдеггер раскрывает в тезисе о равноизначальности основофеноменов Dasein . Статья посвящена критическому анализу данного тезиса на пути выяснения места феномена "событие " в основоустройстве Dasein.
*Голенков Сергей Иванович - кафедра философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета Термин Dasein является одним из основных терминов фундаментальной онтологии М.Хайдеггера [1]. Именно с помощью этого термина им предпринимается попытка в работе “Бытие и время” ответить на главный вопрос философии – вопрос о смысле бытия. Содержание “Бытия и времени” составляет экзистенциальная аналитика бытийного устройства Dasein. Устройство Dasein раскрывается Хайдеггером на основе выявления базовых феноменов и рассмотрения их в основоустройстве Dasein. Результат своей аналитики онтологической структуры Dasein Хайдеггер формулирует в виде тезиса о равноизначальности, равноисходности базовых структур Dasein. Однако внимательное знакомство с текстами Хайдеггера, посвященными раскрытию этого тезиса, позволяет усомниться в его обоснованности. Целью настоящей работы является определение места феномена события в основоустройстве Dasein. Для достижения этой цели необходимо решить ряд исследовательских задач. Последние могут быть сформулированы в виде вопросов. Что собой представляет феномен событие в экзистенциальной аналитике Хайдеггера? Какова онтологическая структура этого феномена? На каком основании Хайдеггер относит событие к базовым феноменам основоустройства Dasein? Каков статус события среди других базовых феноменов Dasein? Является ли в достаточной степени обоснованным тезис Хайдеггера о равноизначальности, равноисходности феноменов основоустройства Dasein ? Каково действительное место феномена события среди основофеноменов Dasein? Влияет ли, и если да, то как, изменение представлений о месте феномена событие в бытийной структуре Dasein на понимание существа фундаментальной онтологии Хайдеггера? Сформулированные вопросы определяют путь движения к поставленной цели.
Однако прежде чем двинуться по указанному пути, необходим о определить тот материал, который предстоит рассмотреть. Выбор здесь достаточно очевиден. Таким материалом являются тексты работ М.Хайдеггера “Бытие и время” [2] и “Пролегомены к истории понятия времени” (в дальнейшем “Пролегомены...”) [3]. Как известно, “Пролегомены...” представляют собой лекционный курс, прочитанный Хайдеггером в 1925 г. в Марбургском университете. Этот курс непосредственно предшествует главной работе философа “Бытие и время” и содержательно подготавливает ее основные идеи. И хотя, как отмечают исследователи [см. напр. 4], ряд основных идей в “Бытии и времени” Хайдеггером получили иную трактовку, нежели в “Пролегоменах...”, по рассматриваемой здесь проблеме между этими работами в значительной степени сохранена преемственность идей.
Необходимо также предварительно оговорить выбор и употребление некоторых терминов. Прежде всего, это связано с термином “событие”. Этим термином в русском языке при переводе передаются значения трех терминов немецкого языка: Mitsein, Geschehen и Ereignis. Термин Mitsein передает значение бытия-вместе, совместного бытия и переводится в работах “Бытие и время” и “Пролегомены...” терминами “со-бытие” или “событи е ” (со смысловым ударением на окончании). Терминами Geschehen и Ereignis передается значение происшествия, совершения, случания, то есть некая динамика бытия. При переводе этот момент представлен термином “соб ы тие” со смысловым ударением на середину слова. Для точного воспроизведения смысла хайдеггеровских текстов при цитировании и ссылках здесь будет использоваться различие в написании терминов по-русски и в скобках даваться соответствующий немецкий термин. Кроме того, в рассматриваемых текстах один и тот же немецкий термин при переводе на русский язык получает разное терминологическое оформление. В тех случаях, где это будет необходимо, в скобках будет даваться соответствующий немецкий термин.
Бытийный смысл феномена со-бытие ( Mitsein ) и его структура
В “Пролегоменах...” Хайдеггер смысл со-бытия определяет так: “Со-бытие означает бытийный характер вот-бытия (Dasein – С.Г.) как такового... Этот характер со-бытия определяет вот-бытие (Dasein – С.Г.) даже тогда, когда я фактически не обращаюсь к другому вот-бытию (Dasein – С.Г.) и не могу воспринять его как наличное. Даже бытие вот-бытия (Dasein – С.Г.) в одиночестве ( Alleinsein ) есть со-бытие в мире. Одиночество означает только дефективность со-бытия, - ибо Другого нет, - но это указывает именно на положительный характер со-бытия. “Другого нет” означает, что бытийная конституция вот-бытия (Dasein – С.Г.) как со-бытия не получает фактического исполнения. Отсутствие Других, возможное лишь постольку, поскольку само мое бытие есть со-бытие, представляет собой бытийную модификацию самого моего вот-бытия (Dasein – С.Г.), а значит, положительный способ моего бытия; вот-бытие (Dasein – С.Г.) может быть одиноким, только будучи со-бытием. С другой стороны, одиночество вот-бытия (Dasein – С.Г.) не исчезает от того, что поблизости есть еще один экземпляр вида “человек”, или все десять; сколько бы людей ни было здесь налицо, вот-бытие (Dasein – С.Г.) может остаться одиноким, поскольку бытие-друг-с-другом ( Miteinandersein – С.Г.) не сводится к совместному наличному бытию подобных друг другу экземпляров субъективного сущего” [3. С.251]. Фактически дословно Хайдеггер воспроизводит это определение смысла со-бытия в “Бытии и времени” [2. С.120-121], подчеркивая экзистенциально-онтологический характер смысла со-бытия, поскольку “событи е есть определенность всегда своего (выделено мною – С.Г.) присутствия (Dasein – С.Г.)” [2. С.121]. Таким образом, со-бытие есть фундаментальная онтологическая структура Dasein . Экзистенциально-онтологический смысл этого феномена состоит в казании совместности (бытия-вместе) в качестве бытийного основоустройства Dasein как такового. И предстает он в образе бытия-друг-с-другом. “Пока присутствие (Dasein – С.Г.) вообще есть , - пишет Хайдеггер в "Бытие и время", - оно имеет бытийный образ бытия-друг-с-другом (Miteinandersein – С.Г.)” [2. С.125].
Здесь самое время разобраться с соотношением терминов Mitsein (со-бытие) и Miteinandersein (бытие-друг-с-другом, бытие-с-другими). Почему Хайдеггер бытийную структуру Dasein именует со-бытие, а бытийный образ Dasein как бытие-друг-с-другом? В немецком языке взаимное местоимение miteinander, от которого образован термин Miteinandersein , означает “вместе”, “друг с другом”. По самому своему строению именно этот термин воспроизводит структуру Dasein с другими, а потому логичнее было бы именно его использовать для именования бытийной структуры Dasein . Однако дело здесь не просто в логике.
В “Пролегоменах...”, рассматривая структуру бытия-в-мире, Хайдеггер обнаруживает феномен общественного мира [3. C .201 и сл.] и вводит различие между общественным и собственным бытием-в-мире. Он показывает, что окружающий мир – это не только мой мир, это и мир Других, но оставляет неопределенным “кто” окружающего мира и невыделенным феномен Других в окружающем мире Dasein. В параграфе 26 Хайдеггер задается вопросом: что эта неопределенность “кто” и невыделенность Другого означает? И отвечает: “Не что иное, как то, что вот-бытие ( Dasein – С.Г. ), как бытие-в-мире, есть в то же время и бытие-друг-с-другом, точнее, "со-бытие" ” [3. С.250]. Почему Хайдеггер считает, что термин “со-бытие” точнее, чем термин “бытие-друг-с-другом” ( Miteinandersein ), выражает фундаментальную конституцию Dasein как бытия-в-мире? Термин “бытие-друг-с-другом” может быть истолкован в различных смыслах. Прежде всего, в том смысле, что конституирующим моментом бытия - друг-с-другом является первичное существование отдельных других как основания для их бытия друг-с-другом. Возможно истолкование “бытия-друг-с-другом” в смысле наличного фактического существования в окружающем мире Dasein также и Других. Однако такое истолкование, во-первых, является, как будет показано ниже, неверным определением способа существования Других, а, во-вторых, Dasein при таком истолковании термина “бытие-друг-с-другом” было бы со-бытием лишь потому, что Другие наличествуют фактически. Хайдеггер прекрасно понимает опасность истолкований такого рода [3. С.250 и сл.]. Поэтому, уточняя понимание феноменологического высказывания “вот-бытие (Dasein – С.Г.) как бытие-в-мире есть событие с Другими”, он пишет, что это высказывание имеет экзистенциально-онтологический смысл [3. С.250]. Последний же адекватно передается термином “со-бытие”, который удостоверяет, что Dasein изначально бытийствует совместно с Другими, способ бытия которых тот же , что и бытие Dasein.
Итак, бытие-друг-с-другом есть бытийный образ со-бытийной структуры Dasein . Быть “бытийным образом” значит проявлять, обнаруживать нечто. В данном случае бытие-друг-с-другом в качестве бытийного образа обнаруживает структуру со-бытия. Какова же, с точки зрения Хайдеггера, структура со-бытия? На этот вопрос он подробно отвечает в “Пролегоменах...”, рассматривая различные способы проявления в бытии-друг- с -другом. Выше в качестве одного из таких способов Хайдеггер называл одиночество , то есть фактическое наличное отсутствие других. Такой способ он обозначил термином “бытие-друг- без -друга”. Далее он называет способ избегания другого, которое можно обозначить как “бытие-друг- избегающее- друга” и другие [3. С.251-254]. Эти способы, согласно Хайдеггеру, представляют собою определенные модификации привативных форм со-бытия. “Лишь постольку, поскольку вот-бытие (Dasein – С.Г) как бытие в мире имеет фундаментальную конституцию со-бытия, возможно бытие друг-для-друга или друг-против-друга или же друг-без-друга вплоть до индифферентного прохождения мимо” [3. С.253]. Все эти модификации выявляют базовый феноменальный состав бытия-друг-с-другом и раскрывают со-бытие как зависимость -друг-от-друга. “Это "друг-с-другом" заключается в том, что... мы зависим друг от друга ” [3. С.253].
В “Бытии и времени” Хайдеггер уже столь подробно не останавливается на аналитике структуры со-бытия, считая, что анализ, проведенный им в “Пролегоменах...”, является вполне достаточным. Вместе с тем он иначе определяет ее. Согласно проведенному анализу, отмечает Хайдеггер, к бытию Dasein принадлежит бытие с другими. “Как событи е присутствие (Dasein – С.Г.) тогда "есть" по сути ради других” [2. С.123]. Понятое как сущностно экзистенциальное это высказывание нацеливает на понимание бытия Dasein как бытия-ради-других . Здесь структура со-бытия рассматривается Хайдеггером как ради-других (Umwillen Anderer ). Понимание со-бытия как экзистенциального ради-других позволяет существенно уточнить его характер как фундаментальной структуры Dasein. Во-первых, потому что трактовка ее как зависимости-друг-от-друга может быть интерпретирована в смысле необходимости наличия других для конституирования со-бытия, о чем уже речь шла выше. Во-вторых, “ради-других” в основание ставит само Dasein, то есть бытие такого сущего, для которого в его бытии речь по сути идет о самом этом бытии [2. С.84]. Иными словами “другие” в бытии Dasein как со-бытии являются не другими Dasein, но обретают статус конститутивных элементов экзистенциальной структуры бытия самого Dasein.
Статус со-бытия в бытийной структуре Dasein
Проводя аналитику Dasein в работе “Бытие и время”, Хайдеггер называет в качестве его фундаментальных структур бытие-в-мире ( In-der-Welt-sein ), событие (Mitsein) и соприсутствие (Mitdasein) . Касаясь вопроса о статусе этих структур в бытии Dasein, Хайдеггер пишет о них как о равноисходных, равноизначальных ( ursprunglich) [2. С.114]. Проясним вопрос , что означает определение со-бытия в качестве “равноизначальной” наряду с другими бытийными структурами Dasein. Этот вопрос требует выяснения двух моментов. Во-первых, что позволяет со-бытию быть “изначальным” способом бытия Dasein? Во-вторых, что обеспечивает со-бытию “равенство” с иными, прежде всего, с бытием-в-мире, способами бытия Dasein? Начнем с выяснения первого момента. При раскрытии этого вопроса необходимо, как сказал бы сам Хайдеггер, избрать ясное основание и определить соответственно предмету направление его рассмотрения. В качестве основания для решения вопроса об “изначальности” со-бытия возьмем тезис Хайдеггера о том, что Dasein , поскольку оно вообще существует, существует способом бытия-в. “Бытие-в – это та самая бытийная конституция вот-бытия (Dasein – С.Г.), в которой коренится всякий способ его бытия” [3, 166]. Если вспомнить, что “ конституция вот-бытия” ( Dasein – С.Г. ) означает “вот-бытие (Dasein – С.Г. ), как оно имеет быть ” [3. С.163], то есть способ бытия Dasein , то тезис Хайдеггера утверждает бытие-в в качестве “корня” любого способа его бытия. Однако анализ Хайдеггера направлен не на всякие конституции Dasein , а только на фундаментальные, изначальные, исходные. Что означает выражение “фундаментальный способ бытия Dasein ” или, иначе, “фундаментальная структура Dasein ”? Это выражение указывает на базовую структуру Dasein , выступающую в качестве основания для всякого фактичного способа бытия и реализующуюся во всяком способе бытия. В “Пролегоменах...” в качестве такой структуры Хайдеггер называет бытие-в: “Вот-бытие (Dasein – С.Г.), поскольку оно вообще существует, существует способом бытия-в... Бытие-в – это та самая бытийная конституция вот-бытия (Dasein – С.Г.), в которой коренится всякий способ его бытия” [3. С.166]. Бытие-в - это “всегда-уже-бытие-при”. В таком случае фундаментальная конституция Dasein в качестве своей исходной структуры имеет “всегда-уже-бытие-при”. В параграфах 21-25 “Пролегомен...” Хайдеггер показал, что бытие-в-мире имеет характер “всегда-уже-бытие-при-некотором-мире” (собственном, общественном, природном). В параграфе 26 он показывает, что характер “всегда-уже-бытие-при” присущ также и со-бытию, иными словами, со-бытие есть “всегда-уже-бытие-совместно-с-другими”, или - если точно воспроизвести устройство бытия-в – “всегда-уже-бытие-при-друг-друге”. Для со-бытия, говорит Хайдеггер, характерны все те структуры, которые были показаны в отношении бытия-в [3. С.254]. Иными словами, со-бытие является фундаментальной , то есть изначальной , структурой бытия Dasein. Нет ли здесь противоречия? С одной стороны, Хайдеггер бытие-в называет фундаментальной структурой Dasein [2. С.57; 3. С.166], а с другой – в качестве фундаментальных рассматривает бытие-в-мире [3. С.254] и со-бытие [3. С.255], обозначая их как равноисходные, равноизначальные. На этот вопрос можно ответить лишь имея в виду, что феноменологическая аналитика Хайдеггера представляет собою определенную совокупность методических приемов. К такого рода приемам относится “формальное указание” [4. С.177-179]. Формальное указание, по мнению Хайдеггера, воплощает в себе природу феноменологии: феноменология занимается экспликацией феноменов, ориентируясь на сам феномен, а не на уже существующее теоретическое отношение к нему. Формальное указание дает феномен для анализа ничего преждевременно не предопределяя, не нагружая его предварительно никакими теоретическими абстракциями. Экспликация феномена, пишет И.А.Михайлов, должна быть в первую очередь формальным указанием на него. “Феномен должен быть взят так, чтобы не было предопределено ничего относительно каких-либо конкретных отношений, в которых он находится” [4. С.179]. Бытие-в и есть такое формальное указание на то, как Dasein взят в феноменологической аналитике. “ Бытие-в, - пишет Хайдеггер в "Бытии и времени" , - есть соответственно формальное экзистенциальное выражение бытия присутствия (Dasein – С.Г. ), имеющего сущностное устройство бытия-в-мире” [2. С.54]. Бытие-в указывает смысл бытия Dasein через указание специфики его бытия, которое всегда есть “вот” [2. С.133]. Но такое указание может быть только формальным указанием, поскольку не определяет что всякий раз это “вот” есть. Последнее может быть обнаружено только через аналитику феноменального состава Dasein. Эта аналитика привела Хайдеггера к обнаружению структур бытия-в-мире и со-бытия, которые и определяют фактичные способы бытия Dasein, а потому и могут рассматриваться в качестве фундаментальных. Рассмотрим теперь вторую сторону вопроса: как соотносятся между собой со-бытие и бытие-в-мире как фундаментальные конституции Dasein?
Тезис Хайдеггера о равноизначальности структур “со-бытия” и “бытия-в-мире”
Соотношение со-бытия и бытия-в-мире как фундаментальных способов бытия Dasein Хайдеггер полагает как равноизначальное . “Со-бытие означает бытийный характер вот-бытия как такового, равноизначальный бытию-в-мире...” [3. С.251]. Через несколько страниц он вновь подчеркивает равноизначальный статус со-бытия и бытия-в-мире как бытийных характеристик Dasein [3. С.25]. Определение “равенства” исходных структур Dasein является принципиально важным для Хайдеггера, а потому необходимо иметь в виду одно важное обстоятельство. Поскольку способ изложения экзистенциальной аналитики позволяет конституцию Dasein развертывать лишь в последовательности описания его конститутивных феноменов, то сам способ изложения может затемнять истинное соотношение этих феноменов в конституции Dasein . В “Пролегоменах...” и затем в “Бытии и времени” аналитика бытия-в-мире предшествует рассмотрению феномена со-бытия. Поэтому описание феномена со-бытия как бытия-друг-с-другом необходимо учитывает обретенное предшествующей аналитикой понимание устроения и характера бытия-в-мире. “Бытие-друг-с-другом, - пишет Хайдеггер, - в котором бытийная структура всегда моего вот-бытия (Dasein – С.Г.) как со-бытия соединяется со способом бытия Другого как существующего вот-бытия ( Dasein – С.Г.), нужно понимать на основе фундаментальной конституции бытия-в-мире ” (выделено мною – С.Г.) [3. С.254]. Если истолковывать этот тезис Хайдеггера (и не только этот, но и многие другие) без учета влияния способа изложения на описание феномена, то структура Dasein будет дана в искаженном виде. Ясно представляя себе эту опасность Хайдеггер предупреждает нас, что “следует постоянно иметь в виду, что, хоть мы и вынуждены обсуждать их (бытие-в-мире и со-бытие – С.Г.) последовательно, один за другим, тем не менее они (бытие-в-мире и со-бытие – С.Г.) , соответственно структуре их бытия, не выводятся один из другого (выделено мною - С.Г.), но суть равноизначальны ...” [Там же] . В чем суть равноизначальности бытия-в-мире и события в качестве фундаментальных структур Dasein ? Прежде всего, в том, что бытийным основанием этих феноменов является бытие-в как бытийный способ существования Dasein . Бытие-в-мире и со-бытие как фундаментальные бытийные способы Dasein коренятся в бытии-в изначально и независимо друг от друга . Их изначальность заключается в том, что и феномен бытие-в-мире и феномен со-бытие в качестве базовой структуры имеют одно и то же устройство “всегда-уже-бытие-при”. В феномене бытие-в-мире она представляет собою структуру “всегда-уже-бытие-при-некотором-мире”, в феномене со-бытие она развертывается как “всегда-уже-бытие-совместно-с-другими” или как “всегда-уже-бытие-друг-с-другом”. Независимость этих феноменов друг от друга состоит в том, что “они, соответственно структуре их бытия, не выводятся один из другого ” (выделено мною – С.Г.) [Там же]. В своем бытии они не определяют друг друга, а потому выступают основаниями существования разных феноменов. Так, вещи окружающего нас мира своим бытийным основанием имеют конституцию бытия-в-мире, тогда как Другие, даже тогда, когда они встречаются просто в факте их наличного присутствия, своим бытийным основанием имеют конституцию со-бытия. “... Такое бытие Других, данное вместе с вещами окружающего мира, представляет собой не подручное или наличное бытие, присущее этим вещам, но сосуществующее вот-бытие ” ( Dasein – С.Г.) [3. С.252]. Мир в его мирности, вещи этого мира никогда не существуют способом Dasein так же как, в свою очередь, Dasein как мое собственное, так и Других, не существует способом наличности и подручности. Вместе с тем равноизначальность феноменов бытие-в-мире и со-бытия не исключает, но необходимо предполагает их онтологическую связь. Имея единым конститутивным основанием бытие-в, они могут обнаруживаться один через другой. Другие встречаются нам в окружающем мире, более того, в самих вещах окружающего мира всегда соприсутствуют Другие. Структура мирности, пишет Хайдеггер, не исчерпывается тем, что она аппрезентирует вещи окружающего мира, мир может аппрезентировать также и вот-бытие ( Dasein , выделено мною – С.Г.) – как вот-бытие Другого (Mitsein – С.Г.), так и мое собственное [3. С.252]. При этом Хайдеггер повторяет, что “Другие, хоть они и встречаются в мире, ни в коем случае не существуют тем же способом, что и мир” [3. С.255]. С другой стороны, мир соприсутствующих Других, то есть публичный мир, обнаруживает существование окружающего нас мира. В “Бытии и времени” Хайдеггер отмечает, что с публичным миром каждому открыт и доступен окружающий мир [2. С.71]. Критика тезиса Хайдеггера о равноизначальности фундаментальных структур Dasein Тезис Хайдеггера о равноизначальности фундаментальных структур Dasein на первый взгляд выглядит достаточно убедительным. Однако внимательное чтение текста “Бытия и времени” позволяет усомниться в бесспорности этого положения. Рассмотрим вначале обоснованность сомнений относительно равно изначальности со-бытия и бытия-в-мире. Для этого приведем несколько выдержек из текста “Бытия и времени”, касающихся существа данного вопроса. Все они взяты из 4 главы первой части работы. В середине второго абзаца на странице 116 читаем: “Прояснение бытия-в-мире показало, что не "бывает" ближайшим образом и никогда не дано голого субъекта без мира. И так же в итоге не дано сначала изолированного Я без других. Если, однако, "другие" всегда уже соприсутствуют в бытии-в-мире, то эта феноменальная констатация тоже не должна соблазнять к принятию онтологической структуры такой "данности" за самопонятную и не требующую исследования” [2, С.116]. Обратим внимание на смысл начала последнего предложения. Что может означать его первая часть: “"другие" всегда уже соприсутствуют в бытии-в-мире”? Слова “ всегда уже” означают, что бытие-в-мире конституировано соприсутствием “других”, иными словами, бытие-в-мире своим основанием имеет соприсутствие других в качестве базового феномена. Совсем не случайно Хайдеггер в этом предложении соотношение бытия-в-мире и соприсутствие других характеризует словами “всегда уже”, то есть через базовую структуру Dasein - бытие-в. Вспомним, что феномен бытие-в имеет структуру “всегда-уже-бытие-при”. На странице 118 в первом абзаце, где разъясняется способ бытия “других”, Хайдеггер пишет: “Мир присутствия ( Dasein – С.Г.) высвобождает таким образом сущее, которое отлично от средств и вещей вообще, но сообразно своему роду бытия в качестве присутствия ( Dasein – С.Г.) само существует, способом бытия-в-мире, "в" таком мире, в каком оно еще и внутримирно встречно. Это сущее ни налично ни подручно, а существует так же, как само высвобождающее присутствие (Dasein – С.Г.) – оно тоже - и со-присутствует . Захоти мы тогда уж и мир вообще идентифицировать с внутримирно сущим, то надо бы сказать, что "мир" есть тоже присутствие (Dasein – С.Г.)” [2. С.118]. Из предшествующей аналитики Хайдеггера известно, что мир, взятый со стороны его мирности, представлен в структуре Dasein бытием-в-мире. Но на каком основании в таком случае можно идентифицировать “мир вообще” с “внутримирно сущим”? Хайдеггер говорит: на основании того, что “мир” есть тоже Dasein (“Welt” ist auch Dasein) . Что означено здесь термином “мир”? “Мир вообще” есть мир универсума сущего, в котором Dasein всегда-уже-есть. А этот мир, мир в целом есть и мир общественный, и мир природный [3. С.199]. Но мир общественный, мир со-присутствия имеет своим бытийным основанием Dasein. А потому нет смысла специально говорить об идентичности бытийных оснований мира Dasein и мира “других”. Следовательно, термин “мир”, взятый в кавычки, в соответствии с разъяснением на страницах 64-65 “Бытия и времени” является онтическим понятием и нацеливает на осмысление оснований мира природы. И именно по отношению к нему имеет смысл утверждать, что он тоже есть в своей основе Dasein. То, что это единственно верное понимание смысла, приведенного выше текста Хайдеггера, находит свое подтверждение в тексте, завершающем второй абзац на той же странице: “На основе этого совместного бытия-в-мире мир всегда уже тот, который я делю с другими (выделено мною – С.Г.). Мир присутствия (Dasein – С.Г.) есть совместный-мир. Бытие-в есть со-бытие с другими. Внутримирное по-себе-бытие есть соприсутствие ” [2. С.118]. Перевод последнего предложения В.В.Бибихиным неточен. У Хайдеггера это предложение написано так: “ Das innerweltliche Ansichsein dieser ist Mitdasein ” [5, 118] . В переводе пропущено слово “dieser” . Это указательное местоимение относится к слову “другими” предыдущего предложения. Полный перевод последнего предложения абзаца, с учетом пропущенного слова, будет выглядеть следующим образом: “Внутримирное по-себе-бытие последних есть совместное бытие (или, соприсутствие , у В.В.Бибихина)”. Данный перевод в еще большей мере подтверждает наши предположения. Приведем еще одно место, которое совершенно недвусмысленно опровергает тезис о равноизначальности со-бытия и бытия-в-мире. В третьем абзаце 120 страницы Хайдеггер пишет, что “присутствие ( Dasei n – С.Г. ) само по себе есть событи е” (выделено мною – С.Г.). И в следующем предложении говорит, что “феноменологическое высказывание: присутствие (Dasein – С.Г. ) есть по сути со-быти е (выделено мною – С.Г.), имеет экзистенциально-онтологический смысл”. Этот смысл раскрывается тезисом, что “бытие-в-мире присутствия (Dasein – С.Г.) по сути конституировано событи е м” [2. С.120] и “событи е есть экзистенциальный конститутив бытия-в-мире” [2. С.125]. Термины “само по себе”, “по сути” нацеливают на понимание со-бытия в качестве “есть” Dasein. Термином “конституирование” Хайдеггер обозначает способ видения сущего. Особенность этого способа видения состоит в том, что сущее “ позволяет ” себя видеть в своей предметности [3. С.77]. Таким образом, “конституирование бытия-в-мире Dasein со-бытием” означает “позволение”, которое дает Dasein , увидеть себя существующим в мире как со-бытие. Уже рассмотренных примеров достаточно, чтобы поставить под сомнение тезис Хайдеггера о равноисходности со-бытия и бытия-в-мире в качестве базовых онтологических структур Dasein. Но в таком случае встает вопрос о соотношении феноменов со-бытия и бытия-в-мире в структуре Dasein. Проблема оснований существования мира вещей Предшествующий анализ показал, что положение Хайдеггера о равноизначальности, равноисходности со-бытия ( Mitsein ) и бытия-в-мире (in-der-Welt-sein) в феноменальном составе Dasein вызывает обоснованные возражения. Таким образом, вопрос о соотношении этих феноменов в бытии Dasein остается открытым. Для внесения ясности в этот вопрос выясним на основании текстов Хайдеггера действительное, а не декларированное отношение бытия-в-мире и со-бытия. Феномен бытия-в-мире раскрывается Хайдеггером в аналитике бытия Dasein в мире общественном и мире природном. Если удастся показать вполне определенное соотношение феноменов со-бытия и бытия-в-мире, как оно реализуется в общественном и природном мире, то можно надеяться на обретение ясности в понимании соотношения этих феноменов в бытийной структуре Dasein. Наше рассмотрение пойдет по пути прояснения оснований существования наличных вещей в окружающем Dasein мире. Феномен бытия-в-мире является, по Хайдеггеру, базовой структурой Dasein . Аналитика этого феномена ведется в методической ориентации на его ближайшую повседневность. Ближайшая повседневность бытия-в-мире представлена Хайдеггером в образе окружающего мира [2. С.66]. Встает вопрос, какой феномен (или феномены) окружающего мира кажет себя ближайшим образом? Вещи – отвечает на этот вопрос традиция. Но не просто вещи как существующая реальность, говорит Хайдеггер, а вещи как сущее, с которым Dasein “имеет дело в озаботившемся обращении” [2. С.68]. Такое сущее Хайдеггер называет средством (das Zeug ) . Бытийная структура средства раскрывается им как “для-того-чтобы”, то есть представляет собой феномен отсылания . Способ бытия этого сущего обозначается подручностью . “Способ бытия средства, в котором оно обнаруживает себя самим собой, мы именуем подручностью” [2. С.69]. Таким образом, подручность есть способ обнаружения окружающего мира. Зададимся вопросом: что выступает основанием подручности как способа обнаружения окружающего мира? Что позволяет окружающему миру предстать в структуре Dasein способом подручности? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Поскольку в средстве вместе с указанием его “для-чего” заложено также и указание на “материалы”, постольку подручное “имеется” только на основе того, что “уже-всегда-есть-вот”, т.е. наличного бытия, наличности. Хайдеггер задается вопросом: “Следует ли однако отсюда..., что подручность онтологически фундирована в наличности?” [2. С.71]. У самого Хайдеггера нет прямого ответа на этот вопрос. Вместе с тем, если принять во внимание тот факт, что в “Пролегоменах...” он говорит о подручности и наличности как двух характерах реальности, определяющих общую структуру окружающего мира [3. С.203], то ответ на поставленный вопрос будет скорее отрицательным . Кроме того, если наличное бытие представить фундаментом подручного бытия средства, то отсюда следует, что подручность средства может иметь место и без Dasein . Но такое следствие вступает в противоречие с утверждением подручного в качестве феномена структуры Dasein . Таким образом, поставленный нами вопрос, проясняемый на пути признания наличного бытия в качестве онтологического основания подручного, остается без ответа. Попытаемся внести ясность в вопрос о фундирующем основании феномена подручности на пути рассмотрения его бытийной структуры. Последняя Хайдеггером определена как “для-того-чтобы”, то есть имеет структуру отсылания. Подробно анализируя феномен отсылания, он приходит к выводу, что “характер бытия подручного есть имение-дела ” [2. С.84]. Определение бытия подручного как имение-дела есть его онтологическое определение [Там же]. Бытие средства в качестве подручного всякий раз обретает свое конкретное для-чего из целости имения-дела. Именно феномен целости имения-дела позволяет Хайдеггеру выявить основание подручности. “Но целость имения-дела сама восходит в итоге к такому к – ч е м у, с которым уже не может быть имения-дела; которое не есть сущее в бытийном роде подручного внутри мира, но сущее, чье бытие определяется как бытие-в-мире, к чьему бытийному устройству принадлежит сама мирность. Это первичное к – ч е м у не есть д л я – э т о г о как возможное с – ч е м имения-дела. Первичное "к – ч е м у" есть р а д и – ч е г о. А такое "р а д и" затрагивает всякий раз бытие присутствия ( Dasein – С.Г.), для которого в его бытии дело, по сути, идет об этом бытии” [Там же]. Таким образом, онтологическим основанием подручного является бытие Dasein . “Присутствие ( Dasein – С.Г.) отсылает себя всякий раз уже из р а д и – ч е г о к с – ч е м имения, - дела, т.е. оно всегда, пока оно есть, дает сущему встречаться как подручному (выделено мною – С.Г.)” [2. С.86]. Но Dasein имеет сложнорасчлененную структуру. Какой из феноменов бытийной структуры Dasein фундирует подручность средства? Если верить Хайдеггеру, то таким основанием выступает феномен бытия-в-мире. Однако бытие-в-мире есть структура Dasein , в которой феноменально представлен окружающий мир. Общая же структура окружающего мира характеризуется подручностью и наличностью. В таком случае само бытие-в-мире феноменально предстает как подручное и наличное и требует выяснения своего основания в структуре Dasein. Феномен подручности средства имеет своим основанием со-бытие. О том, что данное предположение является верным, свидетельствует производность структуры “р а д и – ч е г о” подручного от структуры “р а д и – д р у г и х” со-бытия. “В событи и , - пишет Хайдеггер, - как экзистенциальном р а д и – д р у г и х последние (т.е. другие – С.Г.) в своем присутствии (in ihrem Dasein – С.Г.) уже разомкнуты. Эта заранее вместе с событи е м конституируемая разомкнутость образует и значимость, т.е. мирность, в качестве какой она закреплена в экзистенциальном р а д и – ч е г о. Отсюда конституированная так мирность мира, в каком присутствие (Dasein – С.Г.) всегда уже есть, допускает мироокружно подручному встретить так, что вместе с ним как озаботившим усмотрение встречается соприсутствие других ( das Mit dasein Anderer – С.Г.). В структуре мирности мира лежит, что другие не сперва наличны как свободнопарящие субъекты рядом с прочими вещами, но в своем озаботившемся бытии в окружающем мире кажут себя из подручного (выделено мною – С.Г.) в нем” [2. С.123]. Иными словами, средство только потому может существовать как р а д и – ч е г о, т.е. как подручное, что экзистенция Dasein имеет изначальную структуру р а д и – д р у г и х, т.е. структуру со-бытия. И только потому, что подручное изначально конституировано со-бытием, оно (подручное) может репрезентировать существование других. Отметим также присутствующее в данном фрагменте еще одно важное обстоятельство, подчеркивающее фундаментальность со-бытия в экзистенции Dasein. Хайдеггер здесь говорит о том, что вместе с со-бытием разомкнуто присутствие других, то есть со-бытие онтологически связано с тем, что Хайдеггер определил как понятность бытия. Со-бытие и бытие наличным Аналитика наличного в качестве феномена, конституирующего бытие-в-мире Dasein , разработана Хайдеггером менее подробно, нежели аналитика подручного. Так, рассмотрению подручного посвящены отдельные разделы: в “Пролегоменах...” - это параграф 23, часть b), раздел в) “Характеристика специфической функции, которую исполняет мир труда в самообнаружении ближайших вещей окружающего мира, - специфический характер реальности подручного”, а в “Бытии и времени” – практически вся третья глава “Мирность мира” первой части. Тогда как анализ наличного отдельным разделом проведен Хайдеггером только в “Пролегоменах...” – параграф 23 часть, b) , раздел г) “ Специфическая функция мира труда как позволяющего обнаружить себя тому, что уже всегда присутствует. – Наличное”, а в “ Бытии и времени ” отдельный анализ наличного отсутствует вовсе. Факт, свидетельствующий о многом. Однако этот факт сейчас не является определяющим в свете поставленных вопросов. То, что есть у Хайдеггера о наличном , позволяет составить вполне определенное представление об основаниях наличного бытия. Путеводной нитью в рассмотрении этого вопроса для нас выступает обнаружение Хайдеггером наличного в качестве феномена бытия-в-мире. Наличность определяется им как “бытие того сущего (наличность), которое становится обнаружимо и определимо в самостоятельно раскрывающем прохождении через ближайшее встречающее сущее ” [2 . С.88]. Согласно этому определению, наличность есть способ бытия сущего, которое обнаруживается и определяется в самостоятельном прохождении через “ближайшее встречающее сущее ” . Слова, взятые в кавычки, обозначают сущее, которое ближайше встречно. Таковым, как мы уже знаем, выступает подручное. Следовательно, наличное есть то в подручном, что кажет себя самостоятельным . Таким самостоятельным основанием во всяком подручном средстве выступает его “материал ”, то-из-чего подручного. Самостоятельность как бытийная определенность наличного говорит о его уже-присутствии . “Это уже-присутствующее и есть то сущее окружающего мира, которое мы называем наличным в противоположность подручному ” [3. С.207-208]. Что означает самостоятельность как бытийная характеристика наличного сущего? Быть самостоятельным - значить не-зависеть-от . От чего должно не зависеть сущее, чтобы иметь конституцию само-стояния? Всякое сущее, существующее способом наличия, не является независимым от других сущих, существующих в качестве наличных. “Наличность ” означает артикулированность во вне. Но такое возможно, если это “вне ” есть “между” сущими. Само же это “ между” есть взаимосвязь между сущими. Сама связь сущего с сущим, образуя “между”, кажет место, которое позволяет сущему быть артикулированным во вне, то есть быть наличным. Бытие сущего способом наличного указывает на взаимную зависимость наличного сущего от наличного сущего. Вещи в природе не существуют самостоятельно , вне связи между собою. В таком случае их наличие как самостоятельных сущих возможно только по отношению к человеку . Но тогда сама их самостоятельность есть не что иное как отношение , т.е. как способ их бытия относительно человека. В чем отличие наличности как способа бытия самостоятельного сущего от подручности как способа бытия несамостоятельного сущего (средства)? Хайдеггер , раскрывая структуру окружающего мира , указывает на то, что последний предстает как взаимосвязь отсылок. Специфическое присутствие мира как окружающего мира составляют отсылка, целокупность отсылок и освоенность. Именно эти феноменальные моменты конституируют специфический способ самообнаружения окружающего мира [3. С.197-198]. В окружающем мире отсылки позволяют обнаружить бытие сущего в качестве наличного. “Поэтому отсылки, раскрывающие и удостоверяющие всегда уже наличное в качестве наличного, - отсылки к тому, чем мы всегда озабоченно располагаем, но не схватываем отчетливо, и что устроено не по мерке того или иного вот-бытия ( Dasein ) как такового, но так, что может одинаково использоваться кем угодно (находится в распоряжении "всех" равным образом), ибо присутствует для "каждого" , - эти отсылки имеют особое конститутивное значение в общественном окружающем мире ” [3. С.207]. Характеристики наличного даны Хайдеггером в сложном придаточном предложении , ограниченном дефисами. Наличное – это то, “ чем мы всегда озабоченно располагаем, но не схватываем отчетливо”; то, “что устроено не по мерке того или иного вот-бытия как такового ” ; то, “ что может одинаково использоваться кем угодно ” ; то, что “ находится в распоряжении "всех" равным образом ” ; то, что “присутствует для "каждого" ” . Все эти определения бытия наличного описывают его как особый феномен в структуре Dasein . Специфика бытия наличного состоит в том, что он есть для кого угодно, для “ всех ” , для “ каждого ” “ равным образом ” . Акцентируя внимание кавычками и курсивом на смысле, который передается словами “всех ” и “ каждого ” , Хайдеггер хочет сказать, что наличное – это то, что в отношении к нам является равным образом и для всех вместе и для каждого в отдельности, т.е. то, что в своем бытии не кажет себя (“не устраивает себя ” ) “по мерке того или иного Dasein ”. Непогода никого не различает, солнце светит всем, лес открыт для кого угодно и т.п. Именно это бытийное устройство “ равным образом ” и обеспечивает наличному его самостоятельность по отношению к Dasein как таковому. Но самостоятельность заключена только в способе “ по отношению к Dasein” . Кроме того, наличное составляет бытийную характеристику окружающего мира, которым “ мы всегда озабоченно располагаем”. Озабоченное расположение окружающего мира говорит о том, что мир дан нам не просто в его голой наличности, но всегда способом имения-дела с миром. Наличное – это то, с чем Dasein всегда имеет дело . От непогоды ищут защиты, солнце освещает путь, лес заготавливают, землю обрабатывают и т.п. Но поскольку имение-дела имеет своим основанием со-бытие, то и наличное бытийно укоренено в со-бытии. Проведенное рассмотрение места феномена со-бытие ( Mitsein ) в бытийном устройстве Dasein показало, что фундаментальная основоструктура его выглядит иначе, чем она представлена в тезисе Хайдеггера о равноизначальности основофеноменов. Сам ход экзистенциально-онтологической аналитики Хайдеггера показывает, что онтологическое основоустройство Dasein определено со-бытием, тогда как бытие-в-мире укоренено в со-бытии и является модусом бытия со-бытия. Данный тезис настолько кардинально меняет традиционное представление о смысле фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, что требует более основательного рассмотрения.
Литература: 1. А.В.Ахутин называет слово Dasein ключевым словом философии Хайдеггера и в своем толковании экзистенциальной аналитики пытается использовать его именно в смысле ключа к ней. См.: Ахутин А.В. Dasein (Материалы к толкованию) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во СаГА, 1998. С. 3-58. 2. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В.Бибихина. – М.: Ad Marginem , 1997. 3. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. с нем. Е.В.Борисова. – Томск: Водолей, 1988. 4. См. напр.: Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. – М.: Прогресс-Традиция, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 12.
S.I. Golenkov ABOUT THE PLACE OF THE COEXISTENCE PHENOMENON IN THE FUNDAMENTAL STRACTURE OF DASEIN The problem of being is the principle question of philosophy. The solution of this problem is linked by M.Heidegger with the existential and ontological analysis of Dasein. The fundamentals of Dasein are revealed by M.Heidegger in this thesis deayaz with the original equality of the fundamental phenomena of Dasein. The article is devoted to the critical appreciation of this thesis by finding out the place of the phenomenon of coexistence in the fundamental structure of Dasein. |