Социология 1998 год, (3) |
А. Чирикова, О. Самарцева*
ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА В ЭТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: МОСКОВСКИЙ И САМАРСКИЙ ВАРИАНТЫ
В статье на базе анализа глубинных интервью, проведенных с представителями женской бизнес-элиты городов Москва и Самара, рассматриваются формирующиеся и демонстрируемые этические модели поведения женщин-лидеров российского предпринимательства. Представлены три фокуса анализа: этика и бизнес; деньги и богатство; самоощущение в бизнесе. Отмечены сходство и различия в этических установках региональной и столичной бизнес-элиты.
*Чирикова Алла – институт социологии РАН,
1. Этос предпринимательства: общероссийские тенденции и проблемы Проблема этики российского бизнеса пока не стала предметом серьезного исследования со стороны социологов, психологов и философов. До последнего времени практически отсутствовали отечественные научные публикации, освещающие вопросы этического кодекса предпринимательских отношений [1. С.160 ]. Однако, опыт управленческого консультирования частных фирм позволяет утверждать: процесс становления корпоративных этических кодексов в России идет достаточно интенсивно, отличаясь "индивидуальными стратегиями" поведения лидеров. Невнимание России к этическим аспектам становления российского предпринимательства трудно поддается рациональной интерпретации: для россиян этические и ценностные опоры деятельности исторически являются необходимым "фильтром" целесообразности – нецелесообразности предпринимаемых изменений. Сложное, неоднозначное отношение со стороны массового сознания к российскому предпринимательству обусловливается, на наш взгляд, слабой рефлексивностью собственно этических принципов российского бизнеса. Опыт развития капиталистических стран показывает, что "этическое сопровождение" становления предпринимательства является необходимым звеном в исследовательской практике всех аналитиков, стремящихся серьезно работать с "реальным" бизнесом своих стран. Так в США по оценкам исследователей проблемам этики бизнеса посвящено более 50 монографий, несколько газет, включая "Газету по этике бизнеса" и "Бизнес и профессиональная этика". Компьютерный каталог только библиотеки Калифорнийского университета насчитывает свыше 340 названий книг и статей, посвященных этой теме. В Лондоне открыт Институт этики бизнеса, хотя интенсивность обсуждения этих тем в английской специальной литературе незначительна. Британские менеджеры более монолитны в своих культурных ценностях, по сравнению с американцами, что снижает необходимость строгой формулировки этических принципов. В. Раундтейбс отмечает, что вопрос этики деловых отношений является одним из наиболее значимых вопросов, с которыми сталкивается в нашу эпоху самоуправляющееся общество. Однако, однозначной оценки соотношения этики и бизнеса западным исследователям сформировать не удалось. Например, Кевин Гибсон вступает в дискуссию с Ненси Рэнкен, которая в своей работе "Мораль и бизнес" выдвигает тезис о том, что бизнесмена нельзя рассматривать в качестве морального субъекта. Любой би з несмен озабочен проблемами выживания, роста прибыли, и поэтому он не способен к альтруистическим поступкам. Тем самым Рэнкен отвергает так называемый "тезис о гармонии", согласно которому все, что действительно полезно для бизнеса, корректно с моральной точки зрения. Гибсон, в свою очередь, считает, что исследовательница слишком жестко отождествляет мораль с альтруизмом, тогда как гармония между этикой и бизнесом весьма часто обусловлена экономическим и политическим контекстом. В условиях регулируемого рынка, а именно такой рынок характерен для России, базис для этических поступков весьма ограничен, в то время как открытый рынок имеет все предпосылки для этических шагов, ориентированных на будущее. Очевидно, моральный субъект должен быть сознательным и обладать достаточной свободой. Однако, это не противоречит тому, что субъекты бизнеса, имея свои особенности, являются полноправными членами морального сообщества. Несмотря на то, что проблема этоса деловой культуры России и характер протекающих этических процессов в частных российских фирмах достаточно закрыт для внешнего наблюдения, некоторые зарубежные аналитики убеждены: "... Русская экономическая система научит Запад, как сделать капитализм добродетельным... Западный предприниматель может многому научиться от духа порядочности и гуманизма, которыми отмечена светлая сторона русской души... Однако, есть серьезные основания опасаться той разновидности системы, которая возникает стараниями нынешних российских чиновников ..." [2. С.262-270 ] Реформа морали, которая должна сопровождать или опережать ре формы рынка, еще только намечается. Но это необходимый этап становления нового российского общества. "Если ваша страна поставила перед собой задачу реформировать общество, то она должна осознать, что экономическая реформа – это еще и реформа морали", – считает Б. Гарднер. Низкое качество и несоблюдение договоренностей невыгодны, поскольку это разрушает репутацию бизнесмена, что равносильно вытеснению его с рынка. В какую сторону, по мнению западных исследователей, стоит двигаться России для переосмысления этических норм бизнеса? Генеральный директор компании Гарднер Консалтинг представляет это следующим обра з ом: "Перед Россией стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, которое идет на сознательный риск, несет ответственность за принятие решения, а потом пользуется благами своей деятельности вместе со всем цивилизованным миром..." [3. С.160 ] Российские исследователи, анализируя соврем е нны е тенденции становления отечественного бизнеса, указывают на противоречивый характер наблюдаемых процессов. Так, Б.Докторов убежден: "В процессе формирования этики бизнеса в России проявляются две тенденции. С одной стороны, в опоре на законодательство, на отдельные проявления доброжелательности со стороны общественного мнения в среде предпринимателей развиваются формы контактов, принятые в современном деловом мире: ответственность, обязательность, обоснованный риск и т.д. С другой стороны, не имея гарантий стабильности законодательства в сфере бизнеса, ощущая недоброжелательность со стороны различных властных структур и общественности, предприниматели вынуждены действовать по правилам, отличным от правил цивилизованного бизнеса " [3. С.38 ]. Интересную попытку проинтерпретировать возможные механизмы формирования наметившихся противоречивых тенденций делает М.Мацковскии: "Основная масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими рамками, поскольку само государство пока еще не создает условия, делающие "моральный" бизнес более выгодным, чем "неморальный". Бизнес должен быть моральным не потому, что необходимо во всем следовать христианской этике. Просто моральный бизнес приносит максимальную прибыль. Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том, чтобы и они сами, и их партнеры придерживались моральных норм. "Моральных предпринимателей" больше, чем "неморальных" и среди них наверняка найдутся бизнесмены, которые открыто заявят о том, что в своей деятельности они будут строго придерживаться моральных принципов , и даже, если таких людей будет сначала немного, то и тогда, объединившись они смогут оказать заметное влияние на процесс продвижения к этическому бизнесу". [3. С.48 ] Эмпирические исследования возникающих этических моделей поведения предпринимателей способны на данном этапе послужить основой для переосмысления теоретических и концептуальных подходов к этике бизнеса, поднять исследования по данной проблематике на иной теоретико-методологический уровень. Мы убеждены, что сложившаяся ситуация в российском предпринимательстве, сформировавшийся арсенал методических средств и концептуальных подходов позволя е т сегодня решить широкий сп е ктр исследовательских задач в области этики бизнеса. Однако, основным ограничением движения по этому пути остается "закрытость фирм" и их лидеров, нежелание допускать исследователей "внутрь" фирмы, неверие в целесообразность социологических измерений для оптимизации фирменной жизни. Мож н о предположить, что это временное явление, связанное с особенностями становления российского бизнеса, которые неизбежно изменятся на цивилизованные и открытые формы взаимодействия с профессионалами, к какой бы профессиональной группе они ни принадлежали. 2. Замысел исследования и методы его реализации При проведении данного исследования мы ставили сво е й целью описать типы демонстрируемых этических установок лидерами российского предпринимательства – президентами и вице-президентами успешных российских фирм – женщинами-предпринимателями. Выбор женщин в качестве объекта исследования не был случаен. Мы исходили из предположения, что женщины в силу своих психологических особенностей будут более открыты, и позволят себе, следуя за своей эмоциональностью, "раскованные" формы контакта, что в данной ситуации весьма желательно. Кроме того, можно было ожидать, что женщины, обладая природной пластичностью, выработали и сформировали широкий спектр "индивидуальных приспособительных этических стратегий", которые мужчинам при всех преимуществах мужского менеджмента выработать не удается. Метод, который мы использовали для реализации поставленной цели – метод глубинного интервью – был построен по особой схеме. Психологическая специфика лидеров бизнеса, высокий интеллектуальный и образовательный уровни давали нам возможность использовать нетипичные для экспертных интервью подходы. Схемы интервью с лидерами бизнеса разрабатывались скорее как ориентир, задающий респонденткам требуемый уровень глубины и рефлексивности рассуждения и были рассчитаны не столько на получение однозначных сопоставимых ответов, пригодных для последующей количественной обработки, сколько на максимальную актуализацию размышления, на то, чтобы в ходе глубинного интервью спровоцировать респонденток на собственное импровизированное мини-иссл е дование затронутых проблем. Подобная методика была хотя и трудоемкой при последующем анализе, но эффективной для выявления ценностей изучаемых лиц. Кроме того, предполагалось, что само предложение поразмыслить над этическими проблемами бизнеса станет для респондента – представителя бизнес-элиты – своеобразным "вызовом" и тем самым поможет добиться как его согласия на интервью, так и необходимого для наших целей уровня вовлеченности и интеллектуальной активности при ответах на вопросы. Длительность каждого интервью 2,5-4,0 часа. Кроме авторских интервью при анализе мы использовали также интервью, опубликованные в средствах массовой информации, и аналитические материалы других центров (Центра политических технологий, Российского независимого института социальных и национальных проблем, Всероссийского Центра изучения общественного мнения и др.), содержащие в тех или иных пропорциях необходимые нам сведения. При исследовании мы в большей степени ори ентировались на специфику женского сознания, где "эмоциональный и личностный" компоненты выражены более рельефно, нежели у мужчин. Пространство смыслов являлось для нас тем вектором, который направлял диалог в ту или иную сторону, при условии "неразрушения" исходных целей исследования, которые могли сужаться и расширяться в зависимости от предложений респонденток. Фактическую выборку исследования составили лица, которые по своим индивидуальным чертам и атриб ут ам социальной позиции можно определить как группу "сотворивших самих себя" [4,5]. Наши респондентки – 20 представителей крупного женского предпринимательства, занимающих две ключевые позиции в фирме: президент и вице-президент, имеющие свой бизнес в Москве. Также в выборку исследования вошли 10 заметных представительниц женского предпринимательства регионального масштаба. Самарский вариант выборки формировался по иным принципам, нежели московский, на чем мы остановимся позже. Включение "вторых менеджеров" в пространство исследования обусловливалось желанием проследить, как женские этические принципы дополняют мужское лидерство и обеспечивают путь к успеху. Отобранные нами для интервью лидеры женского бизнеса в московском варианте являлись вице-президентами фирм, входящих в каталог "Элита российского бизнеса" (5 представителей), президентами фирм, ставших победителями конкурса среди 200 фирм Москвы и вошедших в список "Золотого бизнеса". Помимо традиционной сферы женского бизнеса нами специально были отобраны для интервью женщины-руководители, отвечающие за сугубо мужской бизнес. В самарском варианте в пространство исследования попали лидеры женского предпринимательства, названные внутренними экспертами, куда входили, с одной стороны, представители областной администрации, с другой – социологи-эксп е рты, занимающиеся изучением становления предпринимательства в Самарском регионе. При обработке полученных интервью мы опирались на качественный анализ с элементами контент-анализа и пытались проследить частоту представленности тех или иных суждений в сознании лидеров бизнеса. При анализе психологических характеристик мы опирались на оценки бизнесменов, с одной стороны, с другой – на собственную экспертную оценку. Опыт работы управленческими консультантами в ряде фирм России позво лял надеяться, что диапазон данных нами личностно-ориентированных оценок не искажен плохим знанием предмета исследования и не страдает субъективизмом в той мере, чтобы отрицать возможность доверять сделанным выводам. Схема инт е рвью включала в себя следующи е блоки вопросов: – этика и би з нес: возможные соотношения в условиях российского рынка; – деньги и богатство: их роль в деловой и личностной жизни бизнесменов; – отношение к себе и к собственным достижениям: точки нереализации. Диапазон анализа, согласно исследовательскому замыслу, включал следующие направления: – этика и бизнес: соотношения и качественные параметры оценок; – деньги и богатство: ключевые представления и роль этических регуляторов в становлении бизнеса; – самоощущение в бизнесе: эмоциональные и рациональные оценки. Наряду с использованием метода интервью в самарском варианте при изучении лидеров женского предпринимательства регионального уровня в рамках дипломной работы Татарниковой Ю.В. под руководством О.К. Самарцевой было опрошено по особой схеме также 50 представителей управленческого персонала новых экономических структур из 35 предприятий города Самары, 20 из которых были женщинами. Цель опроса в данном варианте – изучение структуры ценностных ориентаций и определение "веса" в полученной иерархии собственно этических ценностей в мужском и женском вариантах. Эта часть исследования проводилась с использованием двух методик: методики Рокича и методики неоконченных предложений. ( "Главная цель моей жизни ...", "В жизни я хотел бы еще добить ся...", " Если бы я оказался на грани жизненного кризиса, то единственное, что сохранил бы..." , "Для успеха в предпринимательской деятельности нужно…", "Своего сегодняшнего положения я добился, благодаря…", "Многого в жизни можно добиться, благодаря…") 3. Этика и бизнес: все не так просто, как может казаться сначала... Исследование общих этических установок женщин – предпринимательниц позволяет сделать следующее утверждение: женщины сильнее зависят в деле от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в целом в большей степени детерминируются сложившимся нравственным императивом в обществе. Социальная ответственность женщин в предпринимательстве выше, нежели у мужчин. Проявлением этой социальной ответственности служит, с одной стороны, ориентация на гуманный менеджмент как менеджмент, учитывающий человека во всех его проявлениях, с другой – выраженные ориентации на благотворительность и социальную помощь. "Если ты как профессионал понимаешь, что нужно человеку для дальнейшего развития, то можно не только отвечать на потребности общества ..., но и формировать их", – считает Т. Зрелова, вице-президент совместного АО "Диалог". Возможно, ты можешь просто не заметить, что результаты твоего труда не нужны обществу... Ты превратился в трудоголика... Но ты выгляни из колеи: рядом цветущее поле, река. Может, и не надо тянуть эти компьютеры, можно пойти по-другому. Поэтому все нужно мерить человеком... Но невозможно построить для всех людей гуманное общество... Я за это не могу отвечать. Я не руководитель нашего общества, не пророк, не лидер. Я на этом маленьком конкретном участке с энным числом людей, определяю вехи на пути нашего развития... Именно з а этих конкретных людей я и в ответе... Моя ответственность, которую я чувствую, ограничена этим кругом... Мне важно, чтобы проекты, которые у нас есть, помогали развиваться людям, а значит, обществу в целом. Я стараюсь выбирать те проекты, которые не просто делают деньги... Они дают возможность человеку чувствовать себя естественно..." Это утверждение хорошо иллюстрирует менее "замкнутый", нежели у мужчин, взгляд на бизнес, стремление соотносить свое дело с общечеловеческими позициями. Однако, такой подход , при всей его привлекательности, характерен для устойчивого бизнеса, который дает возможность следовать этическим стратегиям в деле. В других ситуациях бизнес ставит перед необходимостью ориентироваться не только на этические нормы, но и на нормы выгоды, не переступая некоторой внутренней грани. "Бизнес и этика", – размышляет Наталья Сердю к, главная управляющая АО "Медсил", – в моем сознании это совместимо. Я думаю, что это вещи, тесно связанные между собой... Может и существует противоречие... но я стараюсь придерживаться этических норм. К нам приезжают люди издалека... Если вижу – у человека последние деньги – снижаю цены. Наверное, об это м никто не знает... Но мне жаль этих людей. Денег я дарить не могу... Понимаю, что цены высокие. Вижу реакцию врачей... Мне это больно и тяжело. Но это та цена, ниже которой мы опуститься просто не можем... Мне всегда неловко и стыдно..." "... Может я покажусь неискренней, – утверждает Вера Кочева, вице-президент компании "Ринако" , – но мне кажется не было такого, когда бы я делала то, что требовало от меня покри вить душой, обойти своих... Не было прецедента... Считать неэтичным и делать, нет, это не по мне..." Может быть, высокий "эмоциональный" фон переживания собственного дела, не всегда прагматический подход к тому, что выгодно, а что нет в бизнесе, отличает мужской менеджмент от женского, делая последний более ценностно-ориентированным, направленным не на тактические победы, а на стратегию. В этическом смысле женщина больший стратег, нежели мужчина, потому что лучше чувствует партнеров и их внутренние смыслы. Существующие внутри женского бизнеса "этические измерители" могут иногда повышаться. Это зависит от ряда существенных факторов: – серьезная угроза делу со стороны: – необходимость защитить того, кто рядом в деле; – новые шаги в неизвестность; – внутреннее соревнование с конкурентом; – вызов личностным возможностям. Однако, и в этих случаях женщины-бизнесмены стремятся не переступать невидимых этических норм: " Мне приходилось совершать неэтические шаги в бизнесе", – замечает одна из предпринимателей, – "и я предполагала, что это опасно. Но любое в з аимодействие с людьми связано с опасностью, а уже глагол, убьют или нет, поставьте сами... Что делать? Ты отвечаешь за людей... Деньги нужны в любом случае, и с этим приходится работать. Только не нужно заигрываться... Необходимо отдавать себе отчет в своих действиях. Главное – не врать себе..." В целом, женщины - предприниматели указывают на остро развитое у себя "чувство грани", выход за которую многие не могут сделать, даже не только из-за этических ограничителей, а из личностных особенностей. Таким образом, однозначно позитивный отв е т на вопрос "Морально ли предпринимательство?" очевидно недостаточен для очерчивания реального проблемного поля "этики бизнеса". Во всяком случае, такой подход указан ную проблематику будет формировать произвольно [6]. Бизнес существует в сложном этическом мире, где основное – не "врать себе". Вклад женского предпринимательства в становление новой этической модели бизнеса очевиден. Этические принципы, действующие в бизнесе, есть суть разные модели одной культуры. Общие принципы этой модели: – следует избегать неэтических шагов в бизнесе; – гуманный менеджмент надежнее агрессивного менеджмента; – стратегические цели легче достигать, ориентируясь на этические принципы. Истина, наверное, где-то посередине. Этические подходы действительно имеют преимущество, но ими не может полностью регулироваться бизнес. Бизнес строится на многообразии, конкуренции и конфликтах... Выход из этого – в вариантности персональных стратегий и в этичности персонального сознания... Эффект "ценностного запаздывания", вызванный стремительным развитием бизнеса в России, видимо, еще долго будет порождать мифы у обывателя – об исходной неэтичности бизнеса. Но постепенное нарастание в обществе роли торгово-промышленных кругов при известном ослаблении влияния религии и политиков приведут, как и в 90-е годы прошлого столетия, к переосмыслению сформированных социальных норм, к смене этической парадигмы. И женщинам-бизнесменам в этом процессе, безусловно, может быть отдана главенствующая роль. 4. Богатые и богатство: парадоксы женской ментальности Результаты анализа материалов интервью дают основание утверждать, что женщины менее невротично оценивают влияние денег на собственную жизнь и имеют более определенные личностные стратегии относительно внутреннего переживания денег, по сравнению с мужчинами. Деньги большинство респонденток (80%) рассматривают как "возможность помочь ближайшему окружению реализовать себя". 55% рас сматривают наличие денег как возможность "творить себя". 20% не рассматривают деньги как значимый фактор их жизни, отмечая, что и раньше они не чувствовали себя обделенными. Изменение материального уровня не отра з илось на их жизненном укладе, хотя открыло новые возможности для повседневной жизни, прежде всего, по линии отдыха и рекреации. Среди предпочтительных каналов траты денег женщинами называются: "вклады в будущее" – 75% вклады в обустройство пространства жизни, экологию – 65% вклады в образование и воспитание детей – 55% вклады в рекреацию, отдых, здоровье – 40% вклады в собственное образование – 20% Доминирующие позиции "будущего" и "пространства жизни" указывают на парадоксальное сочетание в менталитете женщин значимости будущего и настоящего одновременно. Умение психологически существовать в параллельных психологических пространствах указывает на то, что бизнес-деятельность и лидерство в ней формирует особый психологический приоритет "перспективы", который традиционно рассматривают как прерогативу мужского подхода к действительности. В процессе интервью самими респондентками было отмечено существенное различие между "богатыми русскими" и "богатыми иностранцами". Различие это кроется в масштабе трат денег на других: близких и далеких. "Русский человек, вспомните историю, гуманен и стремится, если у него есть деньги, сделать веселее жизнь других... Вспомните купцов в XIX веке... Русские совсем иначе относятся к своим деньгам... Они делают их раскованнее. Они охотно помогают другим... Поэтому для России богатство не то же самое, что для Европы или Америки... Они там живут более у з ким кругом и более размер е нно. Мы русские, сформировав сво е богатство, будем вести себя иначе. У нас другой менталитет. У нас нельзя отсидеться... надо сделать так, чтобы тем, кто рядом, тоже жилось хорошо..." Различия в поведенческих стратегиях русских и иностранцев относительно траты денег действительно существуют и требуют дальнейших серьезных исследований, позволяющих присоединиться к ним или опровергнуть высказанную позицию. Еще один срез анализа – отношение женщин к богатым на Западе. Как это ни парадоксально, 60% женщин не видят различий между богатством и богатыми "за океаном" и в России. "Богатство здесь и там, – считает Ольга Кричевская , – сегодня открывает равные возможности. Имея деньги здесь, я могу жить и обеспечить себе уровень потребления не меньший, чем у них. Но здесь мне интереснее. Здесь моя жизнь. Одно существенное отличие все же существует: у них защищено будущее денег. У нас нельзя ни на что надеяться... Завтра придут и все разрушат... Их богатство устойчиво, у нас – это неопределенность..." Может быть эта неопределенность богатства сдерживает распространение благотворительных акций богатых, и Россия тем самым теряет возможности и ресурсы своего социально-экономического развития.
5. Д е ловая женщина в этическом измерении: самарский вариант Опрос десяти представительниц женского предпринимательства в Самаре показал, что в региональном варианте некоторые закономерности, вскрытые на примерах московских предпринимательниц, действуют еще более рельефно. Особенно это заметно, когда речь заходит о необходимости следовать этич е ским принципам и необходимости соответствовать определен ным этич е ским стандартам. По мнению опрошенных самарских предпринимательниц, "невозможно не следовать этическим принципам в бизнесе хотя бы потому, что тогда непонятно, как выживать..." Закономерно возникает сложный экспертный вопрос, насколько можно доверять сделанным суждениям ? Невольно напрашивается ответ, что женщины склонны преувеличивать, осознанно или неосознанно, роль этических регуляторов в бизнесе. Несмотря на то, что мы не имеем однозначного ответа на этот вопрос, мы склонны верить высказанным суждениям уже по той причине, что не имеем доказательства целесообразности и прагматичности противоположной линии поведе ния в процессе опроса. Эмоциональность и открытость взаимодействия в определенных границах позволяет надеяться, что мы имеем дело с реальностью, а не с ее интерпретацией, как это может быть истолковано теми, кто не вел конкретных эмпирических исследований этого сложного российского феномена. Исходная этичность основных принципов, на которых строится региональный бизнес, однако не означает отсутствия сложных, полимотивированных поступков, связанных с необходимостью выживания собственного дела или защиты его от недобросовестной конкуренции. Весьма парадоксальным является, на наш в з гляд, тот факт, что самарские предпринимательницы, несмотря на то, что они в 8 случаях из десяти отмечают наличие такого явления, как рэкет, который они пережили в собственной деловой практике, порой с угрозой для жизни, продолжают утверждать, что и в ситуации шантажа и угроз они н е склонны м е нять своих исходных этических стандартов, значимых для них в бизнесе или в личной жизни. " Когда здоровые молодцы встретили меня в подъезде дома и стали угрожать, я вдруг моментально поняла, что они просто могут ради моей сговорчивости застрелить охранника, у которого жена и маленький ребенок... С тех пор я отказалась от охраны... Я не могу подвергать опасности жизнь других людей ..." – утверждает одна из самарских предпринимательниц. Устойчивость и даже известная консервативность принятых этических стандартов явля е тся необходимым услови е м выживания дела, за которое отвечает женщина-лидер. " Мы все здесь хорошо друг друга знаем... Если не лично, то через знакомых... Если ты хорошо ведешь свой бизнес, то тебя т е м более хорошо знают в городе... Если я не сдержала своих обещаний или поступила вразрез с договоренностями, завтра же по городу поползут слухи. У нас другой масштаб бизнеса... Бизнес в провинции не может быть обезличен... Ты не имеешь права на нравственную ошибку , … потому что завтра тебя уже не будет, ты потеряешь свое лицо ... Это не Москва ... Начать заново сложно ... Ты имеешь право на коммерческий просчет, да и то он слишком дорого обходится не только тебе, но и тем, кто вместе с тобой ведет дело. Иногда, я сама удивляюсь, как мы выживаем и даже развиваемся в таких условиях ..." – размышляет одна из женщин- предпринимательниц, выска з ывание которой по поводу оценки самарской деловой среды является достаточно типичным для данной выборки и повторяется в разных вариантах практически у всех опрошенных предпринимательниц самарского региона . Все опрошенные деловые женщины в ответ на вопрос : Что Вы предпочтете, высокую прибыль при условии, что Вам придется рисковать этическими принципами, или небольшой, но "честный" доход при условии сохранения Вашего человеческого лица, имели однозначную по з ицию: "деловая женщина, чтобы сохранить свой бизнес не имеет права действовать вразрез с принятыми нормами и стандартами , каки е бы прибыли ни ожидались в перспективе". Весьма парадоксальным является на наш взгляд тот факт, что женщины в большей степени, нежели мужчины, ориентированы на длительные стратегии в бизнесе, что также делает выгодным следование этическим нормам, принятым в сложившейся деловой среде. На вопрос : " Приходилось ли Вам совершать определенные поступки в бизнесе, которые, по Вашим критериям, лежат за границей принятых этиче ских стандартов " , 7 из 10 предпринимательниц ответили, что такие поступки им приходилось иногда совершать. Причины, побудившие отказаться от своих собственных принципов, имеют в большинств е случаев "калейдоскопный" характер: иногда они были выну ж дены поступить именно так, в силу вынуждающих обстоятельств, иногда в силу некомпетентности, иногда в силу плохой информированности. Данные, полученные в ходе исследования управленческого персонала новых экономических структур на 35 предприятиях Самары, расширяют и дополняют закономерности становления этического сознания деловых женщин, занимающих лидирующие позиции в фирме. Весьма интересный факт, вскрытый в ходе исследования и позволяющий в известной с тепени понять природу возникновения этических регуляторов в женском бизнесе: более половины деловых женщин (55 % ) пришли в предпринимательство в самарском регионе с руководящих должностей из госсектора, в то время как мужчины (72%) занимали до прихода в предпринимательство подчиненное положение. Предшествующий опыт управления людьми в государственной структуре, сложившийся у женщин, позволяет предположить, что женские лидеры действуют и в новых экономических структурах в рамках норм, принятых для бывших советских предприятий в регионе: этические стандарты являются наиболее консервативными образованиями в структуре личности человека, и вряд ли подвержены молниеносной переориентации. Поэтому так часто декларируемая исходная неэтичность бизнеса, характерная для представлений обыденного сознания, является скорее исключением, нежели правилом. Предположить, что именно лица с низкими этическими порогами склонны к ведению собственного дела, тоже вряд ли возможно, так как для старта в бизнесе важно иметь солидный социальный капитал, который вряд ли образуется у лиц, действующих наперекор этическим нормам. Однако, мы отдаем себе отчет в том, что, видимо, здесь картина более сложная, чем может казаться извне, и это требует дальнейших углубленных исследований. Изучение структуры ценностных ориентаций мужчин и женщин предпринимателей по методике Рокича показало, что имеются определенные различия в структуре терминальных ценностей ( ценностей, ориентированных на достижение цел е й дальнего горизонта ) в мужском и ж е нском вариантах. Из 18 терминальных ценностей для мужчин наиболее значимыми являлись ценности здоровья ( 1 позиция), счастливой семейной жизни ( 2 позиция), и ценности свобод ы ( 3 позиция). 4 и 5 позиции у мужчин занима ют ценности " уверенность в себе" и " любовь". Ценности " интересная работа" и "материальная обеспеченность" занимают соответственно 7 и 6 позиции в структуре терминальных ценностей у мужчин-предпринимателей. У женщин – предпринимательниц, согласно полученным данным, наблюдается несколько иная картина диспозиции значимых жизненных ценностей. Как и можно было предположить, первую позицию в иерархии терминальных ценностей у женщин занимает " счастливая семейная жизнь", за нею следует ценность " з доровье", третью позицию женщины отдают ценности "любовь", что в общем хорошо согласуется с интуитивными представлениями об особенностях женской мотивационной иерархии. Весьма парадоксальным является, на наш взгляд, тот факт, что ценность "интересная работа является для женщин гораздо более важной, нежели у мужчин ( 5 позиция) и опережает такие ценности, как " уверенность в себе" ( 6 позиция) и ценность "свобода" ( 7 позиция). Женщины , в отличие от мужчин, более материальны, и отводят такой ценности, как " материально-обеспеченная жизнь" 4 позицию, тогда как у мужчин эта позиция занимает 6 место. Весьма интересно, что у предпринимателей до 30 лет такая ценность, как "продуктивная жизнь" (6 позиция) почти в два раза выше по своей значимости, нежели у предпринимателей в возрасте свыше 30 лет ( 11 позиция). Молодые предприниматели стремятся к эффективным технологиям и более прагматичны, что дает хорошие шансы для будущего развития бизнеса, и мы думаем, что эти возможности будут реализованы. Анализ инструментальных ц е нностей (целей-средств), характерных для мужчин и женщин-предпринимателей показал, что у женщины этическое сознание и этические ценности выражены более рельефно, нежели у мужчин. Иерархия инструментальных ценностей у женщины в порядке убывания значимости имеет следующий вид: • Ответственность – 1 позиция • Честность – 2 позиция • Образованность – 3 позиция • Независимость – 4 позиция • Воспитанность – 5 позиция У мужчин в процессе исследования была вскрыта своя мотивационная иерархия, которая несколько отлична от женской. • Независимость – 1 позиция • Образованность – 2 позиция • Ответственность – 3 позиция • Честность – 4 позиция • Самоконтроль – 5 позиция • Твердая воля – 6 позиция Как видно из приводимых результатов, мужчины в большей степени стремятся к наращиванию собственно личностного потенциала, в то время как женщины ориентированы на этические ценности, где ч е стность и отв е тств е нность занимают самые высоки е позиции в сист е ме инструментальных ценностей личности предпринимателя. Однако, весьма настораживающим является тот факт, что среди отвергаемых в качестве активных средств деятельности у женщин выступили такие ценности, как " непримиримость к недостаткам в себе и в других" ( 18 позиция), "законность" ( 17 позиция), и "высокие запросы" ( 16 позиция). Является ли столь непримиримое неприятие законности стремлением избежать давления со стороны государства или несогласием с существующим законодательством в России, утверждать сложно, однако это косвенно свидетельствует о том, что при благоприятных обстоятельствах женщины-предприниматели будут скорее склонны избегать законных шагов в бизнесе, нежели стремиться к их осуществлению, что не может не наводить на размышление о н е обходимости создания цивилизованного правового пространства для российского предпринимательства. Методика неоконченных предложений и собранные с ее помощью данные дополняли информацию о струк т уре ценностных представлений и были направлены на выяснение, прежде всего, ценностей собственно предпринимательской деятельности. Согласно полученным результатам, для мужчин наиболее важными ценностями в бизнесе оказались: "материальный успех, высокий уровень жизни", (1 позиция), "благополучие родн ы х" (2 позиция) и "независимость " (3 позиция). У женщин эти ценности в свободном изложении по мере убывания значимости имели следующий вид : "материальный успех, высокий уровень жизни", " возможность реализовать свои способности" и " занять достойное место в жизни". Полученные данные хорошо согласуются с выявленными нами ранее закономерностями [7] . Однако, нельзя не заметить, что лидеры московского предпринимательства, хотя и ориентированы на достижение материального благополучия, не в меньшей степени ценным для себя считают " интерес " и "возможность творчества " . Весьма примечательно, что такая ценность, как "возможность оказания помощи другим людям" оказалась у женщин на 6 месте, а у мужчин она не была представлена совсем. Анализ полученных результатов также показал, что при достижении своих целей в бизнесе как мужчины, так и женщины опираются не только на внутренние личностные возможности, такие, как трудолюбие, независимость, уровень образования, но и на внешние средства – такие, как связи и стечение обстоятельств. Также в е сьма важно при достижении целей, как считают мужчины, такое качество, как решит е льность. Женщины, в свою очер е дь, остаются верны себе, особо выделяя при ответах такое качество, как "собственная трудовая активность". Поставленная в исследовании перед предпринимателями задача включала также задани е оценить с профессиональных и этических позиций представителей своего предпринимательского слоя. Данные исследования позволяют утверждать, что бизнесмены достаточно позитивно оценивают свою проф е ссиональную группу, выделяя в качестве основных такие черты, как энергичность, хорошие организаторские способности и профессионализм. "Безнравственность" же и " пренебрежительное отношение к простым людям" не являются, по мнению самарских предпринимателей, характерными для регионального бизнес-сообщества. У идеального предпринимателя, по мнению опрошенных, должны присутствовать разнообразные черты. Среди них : профессионализм (46,9 % ), чест ность (31 ,3%), гу манность (31 ,3%), умение работать с людьми (18,8 % ). В целом, полученные результаты исследования в Самарском регионе подтверждают сложность и противоречивость процесса становления этического сознания, еще раз подчеркивая , что этические установки и этическая практика могут не совпадать. Региональное женское предпринимательство, в большей степени, чем московское вынуждено следовать этическим стандартам из-за другой дистанции общения в бизнесе и невыгодности для бизнеса неэтичных поступков в условиях замкнутого поселения, где масштаб собственного дела и перспективы его выживания зависят от способности следовать этическим нормам. " Бизнес в провинции не может быть обезличен..." – утверждает одна из предпринимательниц, и с ней трудно не согласиться. Однако, в регионе, в отличие от Москвы, меньше возможностей для быстрого развития собственного дела, что не может не приводить к желанию компенсировать этот разрыв иными путями... Однако, среди наших респонденток не нашлось таких, которые были бы уверены, что это стоит д елать за счет смягчения сложившихся этических стандартов и мы склонны думать, что их успехи в бизнесе научили их формировать эффективные технологии и вряд ли они ошибаются в своих предпочтениях. Вместо заключения: этика служ е ния и этика обогащ е ния. Сложность и многоаспектность этических вопросов, возникающих в практике деловой жизни, несводимость возможных способов решения проблем к некоей одной предпочтительной тактике заставляет отказаться от попыток рассматривать поступки в сфере бизнеса как однозначно эгоистически или альтруистически мотивированные. Мы склонны думать, что любые объясняющие моноконструкции способны исказить реальную практику деловой жизни, а не прояснить ее. Наиболее вероятно исходить при интерпретации наблюдаемых сложных явлений из "принципа двойной мотивации", который предполагает присутствие в мотивационной иерархии одновременно двух и более мотивационных составляющих. Таким образом, выбор между этикой служения и этикой обогащения не может быть сделан в пользу какой-либо одной позиции. Полифоничность реальной жизни проникает в человека и перестраивает его внутренний мир... Неслучайно женщины в деловом мире первыми отвечают на вызов перемен, переосмысливая себя в мире в соответствии с многообразием современной жизни...
Библиографический список: 1. Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1992.
A. Cheerikova, O . Samartseva
BUSINESS – WOMAN IN ETHNICS ASPECT: MOSCOW AND SAMARA V ARIANTS
This article discusses t he behaviour ethics models being for m ed and manifested by Russian business women-leaders. The research is done on the basis of analysed deep inter views with the representatives of business women elite from Moscow and Samara. Three focuses of the analysis are represented: 1 – ethnics and business, Ethnic aim similarity and distinction between the region and the capital elite are pointed out.
|