Социология 1998 год, (1) |
Е.Ф. Молевич
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РОЛЕСТАТУСНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЛОВ
Выясняется своеобразие ролестатусных отношений полов на разных стадиях истории общества.
Обычно представляют полоролевую дифференциацию в виде изначально заданного вечного явления, так или иначе детерминированного биологическими половыми различиями. Но не следует принимать эту редукционистскую трактовку. К.У. Гейли
Для традиционного общественного сознания типична убежденность в наличии "вечной и естественной" взаимодополнительности мужских и женских социальных ролей, вытекающей из биологического своеобразия полов и объективно обусловливающей их социально неравный статус. Однако как накопленный мировой этнографией эмпирический материал, так и более внимательное прочтение исторических (античных и средневековых) источников делают необходимым существенный пересмотр этой привычной догмы. Дело в том, что в условиях жизни архаичных – первобытных и неолитических (переходящих к цивилизации) обществ – какой-либо единой модели полоролевого разделения социальных функций не обнаруживается. Во многих изученных родоплеменных культурах социальное поведение полов оказывается вообще еще практически лишенным сколько-нибудь выраженной половой специфики, т.е. унифицированным. Так, изучавшая быт папуаских племен американская исследовательница М. Мид отмечала, что нормативы культуры двух из них – арапешей и мундугуморов – предполагали лишь небольшие различия в характерах мужчин и женщин и в целом были ориентированы на формирование у них единого типа личности. "Идея поведенческих стилей, отличающих мужчин от женщин, была чужда обоим народам" [1. C.52]. Но и при наличии сложившейся полоролевой дифференциации, в том числе, и в случаях ее особо резкой и четкой выраженности (табуированности), не наблюдается какого-либо единства и систематичности в полоролевом разделении труда и жизнедеятельности в целом. Наоборот, имеет место безусловное своеобразие и даже альтернативность в конкретном распределении прав и обязанностей между полами при реализации ими насущных трудовых, бытовых и даже военных функций, участии в управлении, ответственности за социализацию детей и т.д. Соответственно этому многообразию конкретных полоролевых ситуаций на рассматриваемом архаичном уровне общественной организации не обнаруживается и какое-либо единство в моделях социальной стратификации полов. По широко распространенному мнению отечественных и зарубежных специалистов (А.И. Першиц, К.У. Гейли, К. Флюер-Лоббан) на протяжении всей первобытности преобладали отношения социального равенства полов, "полового параллелизма", характеризовавшегося, с одной стороны, "относительной самостоятельностью принятия решений мужчинами и женщинами в рамках своих традиционных сфер деятельности [2. C.88], а с другой стороны, – отсутствием сколько-нибудь выраженного социального доминирования одного из полов. Или, другими словами, в подобных обществах "половое разделение труда еще не стало ... половой стратификацией" [3. C.172]. Детерминирующими основаниями этого специфичного равновесия половых статусов в экономическом аспекте выступали общеродовая собственность на угодья и продукты при равной общественной значимости трудового вклада полов и уравнительности распределения. В социальном плане – преобладающая матрилинейность и матрилокальность родовой организации, обеспечивающие уже фактом своего существования известную авторитетность и весомость положения женщин. Но даже на самых примитивных стадиях первобытности, в обществах т.н. низших охотников и собирателей уже встречаются родоплеменные структуры с резко выраженным и нормативно закрепленным мужским доминированием. Таковы, например, хорошо изученные общества австралийских аборигенов. В основании подобной жесткой стратификации, по-видимому, лежат патрилинейные и патрилокальные формы родовой организации. В этой связи необходимо особо отметить, что фактами противоположного порядка, женского доминирования, подтверждающими еще недавно столь популярную концепцию матриархата, современная наука не располагает. Рождающееся в ходе неолитической революции общественное разделение труда одним из своих главных проявлений имело становление универсальной для последующего аграрного общества межполовой ролевой дифференциации. В ее основе – строгая взаимная дополнительность мужских и женских видов деятельности: мужчина – добытчик и защитник, женщина – домашняя хозяйка и мать. Становление этой взаимодополнительности на базе биологически предопределенных половых различий было обусловлено растущим разделением общественной и частной (домашней) сфер жизнедеятельности по мере формирования на основе индивидуализированного труда и возникающей частной собственности семейно организованной экономики и быта ("домохозяйство"). Вся последующая история цивилизации вплоть до ХХ в. была связана с утверждением и усугублением этой полоролевой взаимодополняемости, с постепенным осознанием ее как "естественной", само собой разумеющейся и, соответственно, незыблемой. "Природу обоих полов с самого рождения ... бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчин – для внешних". Это было уже совершенно очевидным во времена Ксенофонта – V в. до н.э., [4. С.220] но последнюю точку здесь поставит лишь европейская реформация, ограничив устоями протестантской этики круг женской жизнедеятельности известными четырьмя "К" – Kirche, Kinder, Kleider, Kuche. Несоизмеримость общественной значимости сложившегося на таких началах полового разделения труда и жизнедеятельности предопределила на тысячелетия и несоизмеримость социальных статусов полов и, соответственно, их четкую стратифицированность с абсолютно выраженной приоритетностью мужчин. Последнее найдет свое выражение не только в повседневной социальной практике аграрного и раннеиндустриального общества, но и во всех сферах их духовной культуры: языковой практике с ее нередким лексическим отождествлением понятий "мужчина" и "человек"; в фольклоре с его бездной поговорок и пословиц типа "курица не птица...", "волос долог...", "услышав совет женщины..." и т.д.; в религии, традиционно обращенной исключительно к мужчинам и нормативно отдающей женщин им в подчинение. Задумавшийся в начале Нового времени о причинах такого порядка вещей великий философ и гуманист Б. Спиноза находит ответ в признании исходной неполноценности природы женщины, подтверждаемой общечеловеческим опытом: "Если бы женщины по природе были равны мужчинам и по силе души, и по силе ума.., то, конечно, среди столь различных наций нашлись бы и такие, где оба пола управляли на равном основании, и другие, где мужчины управлялись бы женщинами... Но так как этого нигде нет, то можно вполне утверждать, что женщины по природе не имеют одинакового с мужчинами права; они, напротив, с необходимостью уступают мужчинам и поэтому невозможно, чтобы оба пола управлялись на равном основании, и еще менее, чтобы мужчины управлялись женщинами" [5. С.382]. Тремя столетиями позже, в середине ХХ в., традиционная убежденность в естественности и незыблемости установившейся взаимодополняемости социальных ролей обоих полов получит авторитетную поддержку крупнейшего социолога этой эпохи Т. Парсонса: Как бы ни вовлекалась сегодня женщина в общественную жизнь, "можно с полной уверенностью утверждать, что роль взрослой женщины и впредь будет связана главным образом с ведением внутренних дел семьи в качестве жены, матери и хозяйки дома, в то время как роль взрослого мужчины будет и впредь сводиться к участию в общественном производстве для поддержания семьи" [6. C.6]. Однако именно с середины ХХ в. вместе с становлением зрелого индустриального общества и началом его постепенного перерастания в общество постиндустриальное наблюдается кардинальная ломка как традиционной системы социально-половых отношений, так и соответствовавших ей стереотипов общественного сознания и поведения. На смену просуществовавшей на протяжении всей истории цивилизации (но не истории человечества, как это часто говорится!) "естественной взаимодополняемости" мужских и женских видов деятельности начинает приходить быстро формирующаяся система универсальной функциональной взаимозаменяемости полов, или, другими словами, большинство трудовых и бытовых функций начинают утрачивать свою половую "привязку", нивелируются. Этот процесс стирания граней между традиционно мужскими и женскими сферами занятости получил в зарубежной литературе не очень удачное название "феминизации труда". Между тем, реально речь идет о растущей половой унификации трудовых ролей, т.е. именно об утрате ими какой-либо специфической половой выраженности. В основе рассматриваемого процесса – качественные изменения в масштабах и характере трудовой занятости женщин, вызванные этим перемены в их общекультурном и профессионально-квалификационном уровне, а также – те существенные преобразования в области быта, которые в развитых странах состоялись еще в начале и середине ХХ в. [7]. Растущая унифицированность трудовой и бытовой занятости полов необходимо обусловливает и растущее сближение их социальных статусов, соответственно, растущее социальное равноправие полов. Последнее получило свое отражение в конституционно-правовой практике практически всех индустриально-развитых стран, а также во всех без исключения документах международных организаций, работающих под эгидой ООН. Рассмотренная эволюция ролестатусных половых взаимоотношений позволяет сделать вывод о наличии в ее истории двух социально-половых ("гендерных") революций: Первая, ставшая частным проявлением неолитической революции, обособила и противопоставила оба пола по характеру их трудовой и бытовой деятельности, обусловив тем самым резкую стратифицированность половых статусов и "всемирно-историческое поражение женского пола" (Ф. Энгельс) на этой основе. Вторая, складывающаяся в условиях прогрессирующего становления постиндустриального общества, наоборот, интегрирует и унифицирует оба пола в характере их жизнедеятельности, обусловливая тем самым сближение половых статусов и формирование общества социального равенства полов.
Библиографический список: 1. Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.
Molevich E.F.
THE HISTORICAL EVOLUTION OF ROLE AND STATUS RELATION OF SEXES
The peculiarity of the rolestatus based relations of the sexes at different stages of society is invtstigated
|